Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем
общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал
хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт
призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он
одинаково полезен
НОВОСТИ
Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете
С.Г.Кара-Мурза. Использовать имеющиеся опыты мягкого прохождения кризиса
Сейчас России предстоит преодолеть разнообразные экономические последствия кризиса разрыва с Западом, перехода к широкому сотрудничеству с Востоком, а также внутреннюю напряженность, вязкое противодействие несогласных, отъезд одних и возвращение других граждан России, прием мигрантов. В этом может оказаться полезным использование некоторых дельных решений, найденных другими странами. Например, важным может оказаться опыт прохождения тяжелого кризиса в Испании, когда одновременно решались проблемы экономической и социальной напряженности.
Соглашения, записанные в «Пактах Монклоа» и негласных приложениях, были реальными, фундаментальными и вполне конкретными. Взаимные уступки всех сторон были очень серьезны. Ключевым элементом «Пактов Монклоа» было выделение государством больших средств для создания массы рабочих мест через программу поддержки национальной сети малых предприятий как особого постиндустриального уклада. Для их создания (в основном увольняемыми при конверсии рабочими) давались прямые кредиты государства, учреждалась система институциональной поддержки, а также выдавались большие субсидии по безработице (они могли вкладываться в малое предприятие как «долевое участие» предпринимателя, под которое он получал субсидию государства). Государство на паях провело кампанию «Создай себе рабочее место сам» – а государство тебе поможет. Суть компромисса в том, что вся эта система формировалась как уже некапиталистический уклад. Так в Испании была создана промышленная ткань совершенно нового типа.
Соглашения Монклоа сочетали и социально-психологические, и экономические компоненты, благодаря чему дали замечательный эффект для развития страны. Сейчас в России во время обострившегося столкновения с Западом стране особенно нужно объединение. Для его достижения был бы важен заметный шаг от богатых навстречу бедным, в чем-то похожий на подписание «Пактов Монклоа»а в Испании. Сейчас в Госдуме идет обычная парламентская борьба методами невидимых для обычных людей компромиссов за продвижение различных законопроектов. Можно было бы часть таких компромиссов сделать явными и включить их в официальное соглашение между партиями Госдумы России.
https://vnnews.ru/sergey-kara-murza-ispolzovat-imeyushh/
16.03.2023
С.Г.Кара-Мурза "Элиты восточноевропейских народов
Мнение элиты восточноевропейских стран было и остается важным аргументом в цивилизационных представлениях Запада о России. Польша первой в восточном блоке отказалась от системы советского типа. Самое поразительное, что все действительно «бархатные», эмоциональные всплески сознания, составлявшие сущность этой революции, были инспирированы самой господствующей идеологией, сформировались на ее основе и были направлены на ее обновление и развитие, но никак не крах.
Культурная травма, которую пережили народы восточноевропейских стран при форсированной смене цивилизационного контекста, смягчается той экономической помощью, которую из политических соображений оказывает этим странам Запад. Эти страны приняты в Евросоюз. Аналогичная травма, которую переживают народы России, смягчается за счет продажи советского наследия (хотя бы в виде нефти и газа). По мере исчерпания этого ресурса его обезболивающий эффект будет ослабляться.
https://vnnews.ru/sergey-kara-murza-yelity-vostochnoevro/
09.02.2023
С.Г.Кара-Мурза "Образ будущего"
Одна из функций политической власти – предвидение будущего. Эта функция многообразна – власть должна предвидеть угрозы и одновременно появление, часто неожиданное, новых возможностей укрепления и развития страны. Но едва ли не самой сложной задачей является создание образа будущего. Эта задача решается в политической борьбе с конкурентами, и легитимность существующей власти во многом определяется убедительностью и привлекательностью того образа, который власть предъявляет народу.
Предвидение позволяет власти проектировать будущее, осуществляя целеполагание. Это соединяет людей в народы и нации, наполняет действия каждого общим смыслом. Образ будущего собирает людей в народ, обладающий волей.
Власть представляет длительный кризис России как следствие перекосов, диспропорций, управленческих ошибок, злоупотреблений и преступлений, а также происков мировой финансовой верхушки. Иными словами, суть кризиса видится не в наличии глубокого и долго не решаемого социального противоречия и острого конфликта интересов (как результата установленного в стране общественного строя), а в неэффективности или даже некомпетентности управляющей системы. Проблема исторического выбора, который предопределяется балансом социальных сил и во многом определяется политикой власти, заменяется в документах проблемой оптимального решения. Сегодня такая постановка вопроса уже не звучит убедительно.
Говоря об образе будущего строя, часто делается сильное утверждение о том, что в нем будет достигнуто согласие по базовым ценностям. Это называлось в СССР «морально-политическое единство», а в негативном плане резонно называлось тоталитаризмом (то есть полным единством). Поскольку вернуться в тоталитаризм не удастся, даже если захочется, придется пробиваться к демократии. Значит обещание согласия по ценностям надо из «образа будущего» исключить. Демократия возможна, если признаются законными разногласия по ценностям – при условии соблюдения прав всех граждан.
В документах говорится об идеальном будущем «Великая Россия». Но в ближайшие годы перед политической властью стоит совершенно иная задача – предложить программу прохождения через тяжелый, «мобилизационный», если не катастрофический, период кризиса. Этой доктрины прежде всего ожидают граждане. Программы, которые не разделяют два принципиально различных типа существования («светлое будущее» и «период катастрофы»), выглядят неубедительно. Сама история показала, что одним из главных противоречий человеческого общества является столкновение иррационального с рациональным.
Почему уже после войны Юнг говорил о том, что проблема, которую Германия поставила перед миром, огромная и страшная? Потому, что это был лишь пример того, как идеологи разбудили и «раскачали» скрытые, скованные разумом и нравственностью устремления человеческой души, — коллективное бессознательное — и этот зверь начал действовать способом, который невозможно было предсказать.
Нам на нашем пути в будущее придется столкнуться с извержениями коллективного бессознательного – и отечественного, и зарубежного.
https://vnnews.ru/obraz-budushhego/
20.01.2023
С.Г.Кара-Мурза. Образование СССР, выход из Гражданской войны и обуздание революции
Во время революции каждая политическая сила, имеющая конструктивный проект и претендующая на то, чтобы стать во главе строительства нового жизнеустройства всего народа, вынуждена в какой-то момент начать, помимо борьбы со своими противниками, обуздание того самого социального движения, что ее подняло. Возможно, это самый болезненный этап в любой революции, здесь – главная проба сил. Только то политическое движение, что отражает самые фундаментальные интересы (чаяния) своей социальной базы, способно выступить против ее «расхожих мнений», чтобы ввести ее разрушительную энергию в русло строительства.
Сейчас, обсуждая доктрину национально-государственного устройства СССР, надо не забывать, что во времена Николая II, Ленина и Сталина не было никакой связной «теории этничности» – ни в России, ни на Западе. И представления Ленина были ответственной и творческой систематизацией имеющихся знаний. Во многих отношениях его теоретические соображения, привязанные к динамике исторического процесса первой трети ХХ века, были шагом вперед.
Иного пути собрать Россию и закончить гражданскую войну в тот момент не было…
https://vnnews.ru/obrazovanie-sssr-vykhod-iz-grazhdansko/
30.12.2022
С.Г.Кара-Мурза. Помимо желания развалить Россию, чтобы завладеть ее богатствами, у Запада есть еще и другая причина для ее уничтожения: это страх
Британский академик М. Смит написал книгу, которую назвал «Боязнь России: как её может излечить история». «Смит описывает эту тревогу как комбинацию страха, презрения и неуважения. Иногда западники боятся Россию, в иные времена они просто смотрят на неё с презрением (“бензозаправка, маскирующаяся под страну”), а в иные предпочитают её игнорировать. Тревога приобретает форму цикла: страх переходит в презрение, затем неуважение, затем снова возвращение к страху. И так “идёт и идёт” в соответствии с обстоятельствами.
После краха СССР Запад, который не может существовать без врага, на время оказался в мировоззренческом вакууме. В этот период мы видим небывалый всплеск производства фильмов, в которых на «цивилизацию» наступают самые различные фантастические враги – ящеры, инопланетяне, вампиры, пауки, … и политики. Схема наступления зла «из-за фронтира» от фильма к фильму не меняется, но в совокупности вся эта культурная продукция отражает психопатическую потребность общества во враждебном ином.
Историк-эмигрант Ульянов Н. И. пишет о западниках "Немногие из попадавших за границу сумели, подобно Герцену, понять, что “они нас ненавидят от страха”». И этот страх – как выдуманный для прикрытия, так и реальный, и невротический, которые действуют и сейчас, – мы должны учитывать, оценивая их решимость.
https://vnnews.ru/pomimo-zhelaniya-razvalit-rossiyu-chtob/
16.11.2022
Сергей Кара-Мурза."Опыт СССР. Проект мирового масштаба"
Вышла книга С.Г.Кара-Мурзы "Опыт СССР. Проект мирового масштаба". Издательство: Родина, 2022 г.
Аннотация к книге
"Строительство СССР было цивилизационным проектом мирового масштаба, - пишет автор этой книги, крупнейший российский ученый, социолог и политолог Сергей Георгиевич Кара-Мурза. - Опыт СССР показал всему миру: возможна совместная жизнь очень разных в культурном, религиозном и социальном отношении народов без колонизации. Но культурная элита Запада отвергла этот урок. Она участвовала в уничтожении СССР, в создании о нем лживых мифов, а затем в пропаганде "нового мирового порядка", тяготеющего к глобальному фашизму. А влиятельная часть российской интеллигенции Россию предала и перешла на сторону ее врага в холодной войне".
В своей новой книге С.Г. Кара-Мурза показывает, как создавался советский цивилизационный проект, на чем он был основан в политике, экономике, социологии, в обыденном сознании, действительно ли этот проект изжил себя, или были иные причины его краха. Исследование С.Г. Кара-Мурзы опирается на огромный массив документального материала, отечественного и иностранного.
Купить файл книги можно по адресу:
https://www.labirint.ru/books/895969/
01.11.2022
С.Г.Кара-Мурза. Истоки «Золотого миллиарда»
В этом году В. В. Путин впервые употребил термин «Золотой миллиард». Это наименование сейчас широко распространено. Его ввел в оборот А. Кузьмич (псевдоним юриста-международника А. К. Цикунова) в 1990 г.
Мир вступает в период трансформации индустриального общества, ведутся «гибридные» войны. Одной из их главных целей является убедить население в том, что другая воюющая сторона не является цивилизацией, или СМИ транслируют «теорию», согласно которой враждебная держава является дефектной цивилизацией или вырожденной и отставшей частью Запада. Если это достигается, противник теряет очень большую часть своих символических ресурсов или практически перестает быть субъектом права. Крайней степенью лишения страны статуса цивилизованной является ее квалификация как «страны-изгоя» или, как в случае СССР, «империи зла». Такие кампании достигают успеха в том случае, когда в стране возникает влиятельная общественная группа, воюющая на стороне противника.
https://vnnews.ru/istoki-zolotogo-milliarda/
28.10.2022
Сергей Кара-Мурза. Обращение к участникам I Евразийского медиафорума «МОСТ»
Приветствую участников I Евразийского медиафорума «МОСТ», который состоялся в важный исторический период, когда тенденция переломилась, многое делается в правильном направлении и будет реализовано.
Важно при этом учитывать некоторые факторы, которые иногда не замечаются, и хорошо бы медиа о них напоминать людям.
Говорят, что в ходе интеграции надо многое воссоздавать. Но вернее будет сказать: создавать заново. При этом понимая, что строить приходится не на чистой строительной площадке, а на руинах СССР, которые не разобраны, а местами даже не изучены.
Важно учитывать, что евразийская интеграция – это не просто взаимовыгодное сотрудничество, а соединение разных частей в единую систему. При этом возникает системный эффект, который перекрывает все видимые и воображаемые издержки и обиды. Так было при строительстве СССР.
Но тогда был привлекательный образ будущего, включавший в себя державный объединяющий национализм. В ходе разрушения СССР он подвергался мощным атакам. Пассивное сопротивление этому развалу оказывали все народы. Самым устойчивым был русский народ, в котором сохранялось самосознание государствообразующего народа.
Есть силы, которые хотели бы загнать русских в тупик романтического неконструктивного национализма. Это надолго затянуло бы кризис России и разлад в самом русском народе. Романтика многих манит, но все же лучше нам удержаться от этого соблазна. Тем более, что мы видим разрушительные последствия такого подхода в жизни народов Украины.
Мы для простоты говорим «русская культура», имея в виду то ядро, на котором выросла российская культура, культура не этническая, а нации. Сводить культуру нации к сумме этнических культур – это как раз и есть рассыпание нации, ибо общая культура является главным связующим механизмом. Люди всех народов – субъекты этой культуры. Вообще культура – это не только сказки и литература, но и политическая культура, и наука как система и многое другое.
Для спасения не только человека, но и народа, страны надо обязательно иметь образ будущего, верить, что мы через все тернии пройдём и придём к этому самому свету.
Я всем научно говорю, что, конечно, так оно и будет, без всякого суеверия. И обязательно будет! По многим признакам это уже понятно.
Это даже и американцы знают. Вот почему они так боятся и делают все, что могут, чтобы нас ослабить. Почему они так боятся? Да потому, что есть много признаков, что наша культура – очень мощная, и она притягивает не только Евразию, но и всех других.
Опубликовано в материалах I Евразийского медиафорума «МОСТ»
https://most.report/sergej-kara-murza-evrazijskaya-integraciya-eto-soedinenie-raznyh-chastej-v-edinuju-sistemu/
Также опубликовано в изложении Федеральным агенством новостей
https://riafan.ru/23669956-sergei_kara_murza_evraziiskaya_integratsiya_eto_soedinenie_raznih_chastei_v_edinuyu_sistemu
29.09.2022
Сергей Кара-Мурза. О наследии русского коммунизма
В сложной современной ситуации важно вспомнить заслуги, а главное, использовать возможности того, что построено нашими отцами и до сих пор существует, даже на освобождаемых территориях Донбасса и Херсона. Следы советских структур мы видим в сознании людей, в системах жизнеобеспечения, в экономике, в армии, в образовании и науке. Они, хотя и в искаженном виде, продолжает помогать нам выживать.
Весь ХХ век Россия жила в силовом поле большой мировоззренческой конструкции, называемой «русский коммунизм». Знать ее суть необходимо всем, кто собирается жить в России, а уж тем более тем, кто желает Россию укреплять. Блок этого знания и вышибли из нашего разума за последние 20 лет.
Это была одна из главных операций психологической войны против России, начатая в 70-е годы. В 80-е годы в нее включились отечественные силы, в том числе и «патриоты», а потом и государство. В самые последние годы государство перешло к обороне, но очень вялой – его «личный состав» тоже контужен. Вся история советского проекта стала для нас черной дырой (или «черным ящиком»), а мы все стали «людьми ниоткуда» по кличке «постсоветские». В результате трезвое знание о русском коммунизме имеют именно враги России, а те, которым без России не жить, воюют друг с другом из-за призраков. Одни не желают никакого трезвого знания потому, что возненавидели «коммуняк», другие потому, что не могут отвлекаться от защиты светлых идеалов коммунизма. И те и другие остаются слепыми – бродят по исторической ловушке и тянут назад тех, кто пытается выбраться.
Все мы – наследники русского коммунизма, никакая партия или группа не имеет монополии на его явное и тайное знание. И все же антисоветизм и антикоммунизм отвращают от него. Я смотрю на это с горечью, и дело не в политике. Сегодня отворачиваться от этого знания глупо, а завтра будет уже убийственно…
https://vnnews.ru/o-nasledii-russkogo-kommunizma/
05.08.2022
Сергей Кара-Мурза. "Ципко. Страсть разрушения"
Сегодня вновь прозвучала фамилия Ципко (А. Ципко. Во власти мутной интуиции. Самодержавная Россия утрачивает инстинкт самосохранения. / Независимая газета, 06.06.2022).
Многие не помнят вклада этого человека в разрушение нашей страны. Вспомним.
В процессе перестройки, приведшей к краху СССР, нет и следа «народной революции» или тяжелого экономического кризиса, который бы толкнул трудящиеся массы на баррикады. Кризис был создан самой властью «новой формации», начавшей демонтаж советской хозяйственной системы в 1988 г., а годом позже – и политической системы.
Смена правящей верхушки в ЦК КПСС в 1985 г. позволила антисоветской элите сбросить маску. «Шестидесятники при власти» оказались более агрессивными по отношению к СССР, чем открытые диссиденты. Наверное, настрадались, держа фигу в кармане, будучи обязанными на публике выкрикивать ненавистные слова о равенстве и солидарности.
А. Ципко: «Нашими мыслями прежде всего двигала магия революции… Но магия катастрофизма, ожидание чуда политических перемен и чуда свободы мешали мыслить конструктивно, находить технологические решения изменения системы… Магичность и катастрофичность нашего мышления обеспечивали нам читательский успех, но в то же время мешали нам увидеть то, что мы должны были увидеть как ученые, как граждане своей страны… Мы не знали Запада, мы страдали романтическим либерализмом и страстным желанием уже при этой жизни дождаться разрушительных перемен» [из упомянутой статьи А. Ципко «Магия и мания катастрофы. Как мы боролись с советским наследием»].
Ципко: "Очевидно, что у русских как у самого многочисленного народа РФ нет до сих пор даже чего-то сравнимого с еврейской заботой о сохранении своего народа… Традиция обожествлять вождей идет от старых, царистских настроений, от чувства раба. Кстати, в моей родной Одессе сталинисты даже во времена Сталина были редкостью, ибо одесситы от рождения ощущают себя свободными людьми» [Ципко А. Замороженная душа // Независимая газета. 12.11.2008.].
Как мучает одессита, уже в роддоме ощущавшего себя свободным человеком, «самый главный, страшный вопрос». Ну что это за народ – русские: какую им свободу не давай, нет «ни углубления моральных чувств, ни воскрешения духовных сил». И в «новой России», и в советской, и в «старой дореволюционной» – одна и та же традиционная патология. Все это «от старых, царистских настроений, от чувства раба» [там же].
Все это – не импульсивные всплески эмоций обиженных на Россию «просветителей». Это нормальная регулярная идеологическая работа весьма уже уставших людей на жалованье. Цель ее – размыть у читающей публики и телезрителей уверенность в праве России на существование как самобытной цивилизации.
https://vnnews.ru/cipko-strast-razrusheniya-razmyt-u/
Интернет СМИ "Ваши новости"
02.07.2022
Сергей Кара-Мурза. «Объекты атаки». Новое исследование советского опыта
С 1988 г. я бывал на Западе (больше в Испании), подружился со многими коммунистами, говорил с ними о наших делах. Но некоторые излагали мне «вульгарный истмат» в чистом виде. И это были не отвлеченные слова – из них вытекала практика. Меня она потрясала отходом от здравого смысла. Получалась странная вещь: стойкие коммунисты, от которых мы могли бы ожидать поддержки, вдруг оборачивались врагами советского строя – или создавали в своем воображении ложный образ СССР как рая земного.
(...)
За этот доклад на семинаре ОБСЕ в Минске я получил самую большую похвалу, какую только получал в жизни. И от кого! От Станислава Шушкевича, героя Беловежской пущи. Он сказал, что если бы прослушал такой доклад десять лет назад, то он не сделал бы того, что сделал после 1989 года. Он не знал, что СССР относится к цивилизациям общинного типа.
Похвала похвалой, но ведь признание, согласитесь, страшное. Вот она, ответственность демократа. Принять на себя бремя власти, угробить страну, а потом признаться: да я о ней ничего и не знал. Не знаешь – почитай книги, поговори со знающими людьми, но не лезь своими лапами «перестраивать» общество, которого не знаешь. Про Шушкевича не знаю, его текстов я не изучал.
После такого откровения Шушкевича другие лидеры белорусской оппозиции (бывшие председатель Верховного Совета Шарецкий и управляющий Центробанком Богданкевич и др.) начали выдвигать обвинения «по-крупному», говорить самое, на их взгляд, главное. Поскольку я как докладчик после каждого цикла выступлений имел слово для ответа (тут я снимаю шляпу перед западными порядками), получился редкостный диалог. И хотя я спорил с верхушкой демократов, их мышление распространено в массе наших граждан, пусть и в более мягкой форме. В этом – главная наша проблема, потому-то наши мечи картонные.
(...)
Как это и бывает у религиозных фанатиков, несвязность мышления сопровождается у этих людей сильнейшим эмоциональным подъемом и агрессивностью. Уж как они проклинали Лукашенко за то, что «остановил реформы». Главное, ненависть именно иррациональная, религиозного типа. Лукашенко говорит на другом языке, языке простых житейских понятий. Он остановил движение к «светлому рыночному будущему» и устраивает жизнь в Белоруссии неправильно – не так, как сказано в учении. Г-н Шарецкий так и объяснил: Лукашенко восстанавливает «хозяйство семейного типа» (то есть такое, какое бывает в обществах, устроенных по типу семьи, а не рынка). А процветающей западной экономики так не построишь.
Все это я пишу не для того, чтобы уязвить моих идейных противников. Сегодня наша общая беда несравненно важнее, чем идейные стычки. То мышление, которое в чистом виде и в спокойной обстановке обнаружили белорусские противники советского строя, присуще ведь широкому кругу нашей интеллигенции – врачам, инженерам, офицерам. И даже не только интеллигенции. Как же нам найти общий язык? Ведь все мы на своей шкуре получаем все более тяжелые уроки, а учимся медленно. Похоже, бытие не вполне определяет сознание.
https://vnnews.ru/obekty-ataki-novoe-issledovanie-s/
20.05.2022
Сергей Кара-Мурза. Армия – часть народа и часть народного хозяйства
Сейчас армия построена по-новому, но в ней сильны традиции Красной армии, которые невозможно уничтожить, не уничтожив ее саму. И на параде 9 Мая и в идущих сейчас боях она использует флаг Победы в Великой Отечественной войне и имеет право это делать, как Советская армия использовала имена Суворова и Кутузова.
(...)
Но сейчас-то, когда опубликованы данные тридцатилетних исследований ЦРУ и они обсуждены на совещаниях ведущих экспертов, должны же и мы вникнуть в едва ли не главные для страны особенности советского хозяйства. Ведь мы его наследники, мы с него и живем – и сами же его уничтожаем. Как же тут не быть кризису!
(...)
Та связка «хозяйство – армия», которая была создана в СССР, позволила нам победить врага, обладающего четырехкратным превосходством экономического потенциала, и добиться военного паритета с Западом при многократно меньших расходах. Но мы этого не хотели понять – и позволили правящей верхушке устроить эксперимент с построением «капитализма с его рыночной экономикой». В результате было обрушено и военное, и гражданское производство – остались «и без пушек, и без масла», сидели на трубе. Слава богу, были еще остатки советского ракетно-ядерного щита. Под их прикрытием удалось скрытно укрепить и военно-промышленный комплекс, и армию, и экономику в целом, и пойдя на разного рода внутренние и внешние компромиссы, подготовиться к ожидавшейся атаке на Россию.
Важно и сейчас не забывать, что традиции армии – это реальность, как наш климат или наша история. Из нее и надо исходить в решениях, определяющих нашу судьбу.
https://vnnews.ru/armiya-chast-naroda-i-chast-narodnog/
26.05.2022
Сергей Кара-Мурза. Особое невежество людей, преобразованных катастрофой
Особое невежество людей, преобразованных катастрофой
Наблюдая сейчас случаи изуверства украинских нацистов, надо обратиться к опыту изучения подобных феноменов в истории. Культурные кризисы со сдвигами в картине мира часто происходят в результате сильной культурной травмы. Такая травма дестабилизирует рациональное сознание, и вся духовная сфера переходит в состояние неустойчивого равновесия, возникает «подвижность отношений и правил».
Интернет СМИ "Ваши новости"
https://vnnews.ru/osoboe-nevezhestvo-lyudey-preobrazova/
04.04.2022
Сергей Кара-Мурза. Распады общества
Оказалось, старые мифы и мечты исчезли – почему? Потому, что системы механической солидарности и органической солидарности столкнулись в тяжелом конфликте. При этом общности и группы изменились или распались (в основном это были небольшие сообщества, но они имели влияние).
...Произошла деформация общества гораздо более тяжелая, нежели обеднение – исключение из общества большой части населения. Как пишут, «наряду с крайней бедностью возникает межпоколенческая преемственность нужды». Особенно тяжелую травму нанесла стигматизация бедных – «наложение клейма».
Интернет СМИ "Ваши новости"
https://vnnews.ru/raspady-obshhestva/
28.02.2022
С.Кара-Мурза. История, объясняющая настоящее. Я ехал на поезде в Киев
В купе была пожилая женщина из Киева, бухгалтер какой-то фирмы, малосимпатичный чернявый иностранец и молодой офицер-моряк с Тихоокеанского флота. Наши сразу перезнакомились, моряк стал показывать фотографии родных, своего корабля, американского авианосца, около которого они вели разведку. Я дремал на верхней полке и слушал их разговор. Конечно, он быстро перешел на политику вперемешку с бытовыми воспоминаниями.
...Перебирая в памяти все слова и жесты этого молодого офицера, я мог прийти только к одному выводу. Он был настолько рад долгожданной поездке к родным, настолько расположен к своим попутчикам и переполнен добротой к ним, что не хотел им перечить, «жертвовал» своими вполне разумными убеждениями. Убеждения его были мягкими, неоформленными, но все же именно убеждениями. Но он их не слишком ценил, не считал каким-то жизненно важным ресурсом. И уж тем более не считал их оружием офицера, необходимым в наше смутное время.
Этот молодой человек был мне близок, очень понравился – и в то же время в этой его доброте веяло чем-то гибельным для нас. Как все это повернется?
https://vnnews.ru/istoriya-obyasnyayushhaya-nastoyashhee/
26.02.2022
Рудалев А. Пересборка отечественной матрицы
О книге С.Кара-Мурзы "Советская матрица".
«Дело ведь не в том, нравятся тебе или не нравятся такие катастрофы. Если они порождены твоим народом, их надо знать и понимать…», – пишет Кара-Мурза. Изучение же революции необходимо еще и потому, что, по его мнению, «она продолжается». Это продолжение рассматривается как столкновение Февраля – либерально-западнического проекта, разрушившего государство и разогнавшего империю, и Октября – советского вектора с «самодержавно-народным» типом государственности, ставшего энергией той самой «социальной регенерации» и восстановившей империю на новых основаниях. Отсюда и Гражданская война стала «войной Февраля с Октябрем», то есть «столкновением двух революционных проектов».
По сути, современность и характеризуется «борьбой двух революционных движений». Горбачёв, окрестивший свою перестройку новой революций, возродил энергии Февраля. Они не изжиты до сих пор, мало того, страну все еще преследуют признаки и соблазны перестройки 2.0.
Мыслитель ставит в заслугу советскому строю то, что он «преодолел цивилизационную раздвоенность России, соединил «западников и славянофилов»». Сделано это было путем синтеза традиционных отечественных представлений с идеалами прогресса и просвещения. Этот модернизационный проект принципиально отличался, например, от реформ Петра I, он строился «не в конфронтации с традиционной Россией, а с опорой на ее главные культурные ресурсы». Важное замечание, свидетельствующее о том, что «советская матрица» является развитием традиционной или «исторической России», которая «в облике СССР стала сверхдержавой, а русские – полноправной нацией». Подобное удалось достигнуть тем, что, по мнению автора «Советской матрицы», большевики «нашли способ «пересобрать» русский народ, а затем и вновь собрать земли «империи» на новой основе – как СССР».
Кара-Мурза формулирует: «Советский строй – это реализация цивилизационного проекта, рожденного Россией и лежащего в русле ее истории и культуры». Октябрь в России восстановил «традиционное общество в облике СССР».
Мыслитель в «Советской матрице» также пишет и об иррациональных причинах вражды Запада к России, которая «выросла как цивилизация, альтернативная Западу». Этот «иррациональный и архаический дискурс» вражды вырастал из древнеримских понятий «законной войны» и «незаконного врага» с наложением средневекового ветхозаветного императива об «обязательной священной войне» против зла. В картине мира тех же Штатов как раз Россия выступает источником зла и «незаконным врагом» или как «враждебный Иной». В этом плане Россия никогда не сможет ощущать себя Западом, а он ее не примет, разве что в статусе своей безнадежной периферии, на которую он будет экспортировать хаос. Само стремление стать Западом ущербно, потому как контрпродуктивно и развивает лишь комплексы неполноценности.
https://vnnews.ru/peresborka-otechestvennoy-matricy/
01.02.2022
С.Кара-Мурза "Советская матрица" (2022)
В январе вышла из печати книга: Кара-Мурза Сергей Георгиевич "Советская матрица", Издательство: Родина, 2022 г. 288 стр. Серия: Советский век
Оглавление
Государство переходного периода: исчезновение народа
Постиндустриальное общество
Вариант будущего: восстановление "матриц" советского хозяйства
Миф об экономическом кризисе в СССР
Кризис России и этничность
Русский коммунизм и наука
Причины краха советского строя
Русская революция в свете современного кризиса
Чему надо учить политологов России
Ценностный разрыв как политическая проблема
Чрезвычайная функция государства: оздоровление общности российских предпринимателей
Утопия конвергенции
Книга продается в магазинах и в интернет-магазинах. Например:
https://www.labirint.ru/books/831919/
15.01.2022
В сети "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество"
Появилась возможность скачать pdf-файл новой книги С.Г.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество" (небесплатно). 840 стр. 9 иллюстраций. Из серии: Книга-эпоха.
Дата выхода на ЛитРес: 03 ноября 2021. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
https://www.litres.ru/sergey-kara-murza/novoe-srednevekove-xxi-veka-ili-pogruzhenie-v-nevezhestv/
07.01.2022
С.Г.Кара-Мурза. Аналитика: наука, техника, реальность, идеология
Это статья из сборника "Лучшие аналитики России — наши современники" М.: Российский университет дружбы народов. Ассоциация «Аналитика», 2021, с. 163-200. Отдельные мысли из статьи:
Аналитика собирает и изучает системы и структуры, чтобы создать ядро знания и предвидения проблем или угроз. В параллели действует апокалиптика – особый тип познавательной деятельности (прогнозы, пророчество, неявное знание). Все эти структуры соединяются в синтезы (быстрые или долгосрочные).
Главная функция аналитиков – «понять настоящее с помощью прошлого» и «понять прошлое с помощью настоящего».
...Меньшевики и большевики мыслили и действовали в разных парадигмах. Разные парадигмы, значит, эти общности видят разные картины мира (включая человека, общество, государства и т.д.).
Аналитикам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла и советская идеология, превратившая Ленина в икону, и когда выдохся черный миф о Ленина. Тот социализм, что строили большевики и весь народ, был эффективен как проект людей, испытавших беду. Но тот проект уже не отвечал запросам общества благополучного — общества, уже пережившего и забывшего беду как тип бытия. Переход к новому этапу общественного развития происходил при остром дефиците знания о советской системе в новых условиях. Это особенно проявилось у молодежи.
Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре требовали перехода от механической солидарности к органической. Надо вдуматься в фундаментальный фактор, на который не обратило (и не обращает) внимания наше образование, а за ним и общество: советское общество в период сталинизма (до 1950-х годов) было скреплено механической солидарностью. Это значит, что подавляющее большинство граждан по своему образу жизни, культуре и мировоззрению были очень близки – население было в состоянии «надклассового единства трудящихся». Это общество было похоже на религиозное братство.
...Консервативные идеологи Европы после Реставрации и особенно после революции 1848 г. взяли на вооружение для объяснения революционных процессов модель-метафору эпидемии. Эта модель распространения инфекционных заболеваний была уже хорошо разработана в медицине и широко известна. Представление революции как «политического нездоровья» и «психической эпидемии» было эффективно использовано властями — по прямой аналогии с понятными противоэпидемическими мерами возникли механизмы цензуры и превентивного заключения («карантина»)
Полный текст статьи на сайте по адресу:
http://www.kara-murza.ru/books/analit.doc
01.12.2022
Алексей Стаханов: шахтер как проявление мировых тенденций
В ходе строительства советского социализма возможность применить новые подходы открывалась перед людьми в самых разных сферах. И сейчас, когда идут новые поколения, в новом мире и в новом обществе нужно не повторять старое, а осваивать фундаментальные принципы и подходы прошлого.
Очень кратко, огрубляя, скажу так. Стаханову советский строй позволил вырваться из оков индустриализма с его отчуждением человека от предмета труда, от материала. Можно сказать, что Стаханов «прыгнул в постиндустриализм» или что «вернулся в Средневековье» – подошел к своему материалу как Мастер.
По данным психофизиологии труда, произведенная в СССР в 30-е годы работа теоретически не могла быть сделана при доступном тогда уровне питания. Но была сделана — потому что массы людей были «немножко Стахановыми». Строительство и работа стали подвижничеством. И это было, у всех по-своему, массовым явлением, что и показала война.
Для нас в России сегодня особенно актуально разобраться в том, как действует на всю систему этнических связей в нашем народе массированное внедрение в наше хозяйство институтов и обычаев западной рыночной экономики. В долгосрочном плане это воздействие гораздо важнее – возможен вариант, что хозяйство на бывшей нашей территории станет эффективным, но русского народа не будет.
https://vnnews.ru/aleksey-stakhanov-shakhter-kak-proyavlen/
19.12.2021
С.Г.Кара-Мурза. Символы – это очень серьезно
Мы не имеем права «утратить веру в будущее». Для этого надо восстановить цепь «прошлое – настоящее – будущее». Но эта цепь разорвана – большая часть погружена в прошлое, а настоящее считают выморочным временем, которое надо только пережить. Что же до будущего, надо возрождать СССР, конечно, немного модернизированный – «СССР-2». Таким образом, в нашем образе будущего сильна утопия – забрать из прошлого, из советского наследия, те прекрасные социальные формы, с которыми советский народ создал нашу державу, победил фашизм, вышел в космос и т. д.
Но это именно утопия, очень распространенная: кто-то надеется возродить «великую Россию», как сумел Столыпин, другие пошили себе офицерские мундиры Белой армии и ходят по Москве, а в южных краях бывшие чиновники и доценты стали казаками и размахивают нагайками.
...Но это не значит, что мы можем взять из советского прошлого какой-то эффективный символ с его смысловым наполнением того времени и обратимся к нашим гражданам сегодня, представляя этот взятый из истории символ как ориентир проекта будущего. Такое обращение граждане воспримут как демагогию.
https://vnnews.ru/simvoly-yeto-ochen-serezno/
16.12.2021
Сергей Кара-Мурза: «Социализм был эффективен как проект людей, испытавших беду»
Интервью С.Г.Кара-Мурзы В.Бересневу (Бизнес Online) 7 ноября 2021 г.
С.Г.Кара-Мурзы: Книга «Советская цивилизация» написана мною для того, чтобы передать потомкам знание об этом времени. Моей задачей было представить картину СССР — великой цивилизации и ее последующего распада. Все равно прошлая сила этой цивилизации вошла в ядро мировоззрения. Книгу читают, но она помогла лишь частично восстановить образ прошлой страны и представила некоторые системы и структуры СССР и других стран (основываясь на личном опыте). Восприняли ли это потомки? Для них все это происходило уже очень давно. Но донести до них исчезающие знания было необходимо. Ведь уже молодежь времен перестройки показала поразительное невежество в представлениях о революции и строительстве СССР. Это не вина молодежи, но такая степень невежества стала национальной угрозой. Наследие русского коммунизма сделалось историей, туманным преданием.
Моя новая книга о людях прошлого и настоящего, тех, кто не знает и не понимает образы, картины, их смыслы и возможные последствия. Эти люди ошибаются, тратят силы, ресурсы и надежды, а это и есть состояния невежества. Но всегда найдутся несколько людей, которые постепенно учатся понимать образы и смыслы и помогают в этом другим.
Разумный человек сначала исследует картину мира, абстрагируясь от своей нравственной оценки объекта. Реальный объект изучается в контексте, позволяющем представить его с разных аспектов.
Миссия науки — познать то, что есть, независимо от того, как должно быть, хотя объекты сначала показывают кусочки своих образов и ученые долго ищут явные образы и много ошибаются. Научные революции создают разрывы непрерывности и накопляют знание — и это отвергает саму возможность предвидеть главные черты новых систем. Так мы видим проблемы, но они уходят — и мы рады, иногда спорим. Все хорошо!
Но почему же мы при кризисе или «перестройке» не создаем себе картину нашего мира и образов новых поколений, а кидаемся к старому истоку и устою? Ведь динамичные и нестабильные общности идут вперед — даже в сфере угроз и невежества.
https://www.business-gazeta.ru/article/528281
07.11.2021
Новая книга С.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество"
Вышла новая книга С.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество". М: Родина, 2021. - 512 с.
Аннотация издательства
О "новом средневековье" писал еще Николай Бердяев в двадцатые годы прошлого века, но в начале двадцать первого века это определение стало особенно актуальным. Его используют сейчас многие политологи, социологи, философы для обозначения современной эпохи.
Сергей Георгиевич Кара-Мурза, выдающийся российский ученый, социолог и политолог, впервые провел полный и всесторонний анализ "нового средневековья" в своем фундаментальном исследовании, материалы для которого он собирал в течение тридцати лет.
Здесь разбираются причины этого исторического явления, его характерные черты в политике, обществе, культуре, говорится о носителях и противниках новой средневековой идеологии.
В книге приводится огромное количество фактического материала, основанного на сотнях различных источников.
https://www.labirint.ru/books/824526/
14.10.2021
Сергей Кара-Мурза. Русофобия Запада, части российской интеллигенции и марксизм
Здесь мы обсудим часть русофобии – русофобию марксизма и ее влияние на российскую интеллигенцию, на революционный процесс и судьбу советского строя. Однако Маркс и Энгельс инициаторами вовсе не были – они восприняли русофобию как конструкцию в культуре в практически готовом виде. Западная русофобия имеет примерно тысячелетнюю историю и глубокие корни. Это большая и сложная идеологическая концепция, составная часть евроцентризма – лежащей в основе западного мировоззрения доктрины. Это Запад (не в географическом, а в культурном смысле).
В отношении западного капитализма в представлениях основоположников марксизма был нюанс, важный для незападных народов. Они не имели права противоречить капитализму (его политэкономии) и создавать свой общественный строй. Именно в России возникла резкая полемика по этой теме (сначала с Бакуниным, потом с народниками, а потом и с Лениным). В советское время и сейчас эта тема предана забвению. Сейчас, в нынешнем состоянии международной и внутренней политики, об этом надо вспомнить.
Стараясь доходчиво объяснить в ответе народнику Ткачеву (1875), почему крестьянская и общинная Россия обязана следовать по пути развития буржуазии с разделением народов по классовому признаку, Энгельс с иронией поясняет эту мысль таким образом: «У дикарей и полудикарей часто тоже нет никаких классовых различий, и через такое состояние прошел каждый народ. Восстанавливать его снова нам и в голову не может прийти».
В первых советских поколениях – и в интеллигенции, и в госаппарате, у военных и практиков главных типов деятельности вырабатывалась реальная советская политэкономия, но строительство этой большой системы происходило отдельно, вразрез с проектом создания политэкономии для СССР на основе марксизма. Считалось, что «Капитал» Маркса задал методологию и для капитализма, а затем и для социализма – как универсальную парадигму. Эта ошибка заложила корни драмы и в конце катастрофу картины мира СССР.
Если мы хотим выжить как народ и как культура, надо знать и понимать эту революцию. Ленин – ее продукт и творец, ее теоретик и конструктор, он ключ к знанию и пониманию. Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело, они следовали неявному знанию. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла и советская идеология, превратившая Ленина в икону. Молодым нужно холодное и достоверное знание.
https://vnnews.ru/rusofobiya-zapada-chasti-rossiyskoy-in/
13.09.2021
С. Кара-Мурза: «Церковь и жандарм»
В 2000 г. я участвовал в семинаре Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), в который входит и Русская Православная Церковь (католики в него не входят). Тема семинара – «Этика гуманитарной интервенции». Я сопровождал о. Всеволода Чаплина из Патриархии. Он взял на себя выступления по богословской теме, а я – по культуре и политике. Этот семинар дал много пищи для размышлений.
...Я, беседуя со священниками из ряда стран, спрашивал, в чем они видят смысл этой акции. Все они отвечали одинаково: правящие круги Запада нуждаются в том, чтобы церкви одобрили право на «гуманитарную интервенцию», а духовенство объяснило это пастве.
...Пропасть между моими и их представлениями о человеке и обществе оказалась гораздо глубже, чем я предполагал из чтения литературы. Когда я говорил вещи, которые мне казались абсолютно очевидными, так что мы в России никогда их вслух и не высказываем, они глядели на меня с изумлением и напряженно старались понять. Похоже, они просто не верили своим ушам. Напротив, когда я слушал многие их рассуждения, мне они поначалу казались уловками хитрых политиканов – не могут же люди так думать!
https://vnnews.ru/s-kara-murza-cerkov-i-zhandarm/
25.08.2021
С.Кара-Мурза. «Запад и другие культуры»
Нам полезно рассмотреть несколько структур невежества у Запада и у других культур. Скажем о важном процессе невежества – взаимодействии (и часто столкновениях) разных культур: от племени и до цивилизаций. Во время становления системы колоний и империализма у Запада были интенсивные контакты с аборигенами – колониальная администрация, ученые, миссионеры и пр.
Понятие «современное невежество» очень широко, его можно разглядеть со многих точек. Конечно, мрак невежества не покрывает одновременно большинство населения и всех членов всех групп и общностей. Хотя в каждом человеке всегда скрываются мелкие куски невежества, но здесь мы говорим о беде, которая захватывает массу людей или особые важные группы, или даже властную персону. Надо учесть, что психические расстройства людей (особенно тех, которых зацепила культурная травма), их болезненные образы и суждения надо отделять от невежества, хотя в это время у многих страдают именно навыки здравого смысла.
https://vnnews.ru/s-kara-murza-zapad-i-drugie-kultury/
16.08.2021
С.Кара-Мурза. «Неявные угрозы»
До 1987 года уравнительное жизнеустройство стояло на советском хозяйстве – а с 1987 г. проявилась более четко новая система экономики, которая резко сократила доли трудовых доходов и положила начало быстрой дифференциации зарплаты работников. Так началось глубокое расслоение населения по доходам.
Все 20 лет реформы регулярно проводились социологические замеры, которые подтверждали устойчивость интуитивных уравнительных установок. Важные выводы были сделаны в докладе, прочитанном в ГУ «Высшая школа экономики» 6 апреля 2011 г. зав. кафедрой социально-экономических исследований Н. Н. Тихоновой. Она сказала:
Данные исследований позволяют говорить об устойчивом тяготении граждан России к смешанной экономике с доминирующей ролью государства и государственной собственности. По их мнению, все стратегические отрасли экономики и отрасли социальной сферы, гарантирующие здоровье и благополучие нации, должны находиться под безусловным контролем государства…
Тем не менее, восприятие государства как ключевого экономического агента с вытекающим отсюда запросом на усиление его роли в экономике и расширение сферы государственной собственности остается ключевым отличием россиян от населения стран западной культуры.
https://vnnews.ru/neyavnye-ugrozy-otryvok-iz-vospomin/
09.08.2021
С. Кара-Мурза: «Мы увидели сдвиг интеллигенции»
Сдвиг интеллигенции к идее перестройки народного хозяйства и перехода к частному предпринимательству происходил быстро и вопреки установкам основной массы населения.
Самый сложный и большой вопрос, который мы затронем здесь лишь частично, – объяснить, почему в 1970-1980-е годы большая часть советских граждан оказалась так восприимчива к идеям, которые были «упакованы» в знакомые лозунги социализма и справедливости, но по сути отвергали главные принципы советского жизнеустройства.
На мой взгляд, психологические защиты против таких идей утратили силу в результате мировоззренческого кризиса, вызванного сменой образа жизни большинства населения в ходе форсированной индустриализации и урбанизации. Этот кризис модернизации требовал преобразования идеократической системы легитимации советского строя, сложившейся в 1920-1940-е годы, которая апеллировала к традиционным общинным ценностям. По выражению М. Вебера, мировоззренческой основой русской революции был общинный крестьянский коммунизм, покрытый, как выразился Ортега-и-Гассет, «тонкой пленкой европейских идей» – марксизмом.
https://vnnews.ru/s-kara-murza-my-uvideli-sdvig-intelli/
Интернет СМИ "Ваши новости"
03.08.2021
Сергей Кара-Мурза. Прошлое – настоящее – будущее
С.Г.Кара-Мурза: Я хочу показать процессы от Февральской революции до краха СССР и в нынешнее время. Конечно, это песчинка в ураганах века, но думаю, что некоторым студентам и старикам полезно посмотреть. Эти картины известных процессов соединились с важными данными науки, воспоминаниями моих друзей и тем, что я видел, думал, понял, особенно, – куда мы идем?
https://vnnews.ru/proshloe-nastoyashhee-budushhee/
09.06.2021
Интернет СМИ "Ваши новости"
Телеграм-канал с материалами С.Г.Кара-Мурзы
С 16 марта 2021 заработал телеграм-канал: С. Г. КАРА-МУРЗА на каждый день: цитаты, мысли, идеи, новости
https://t.me/SG_KaraMurza
31.03.2021
Сергей Кара-Мурза. Распад СССР начался не в 1985-м, а на тридцать лет раньше
Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре требовали перехода от солидарности механической (общины) к органической солидарности (разделение труда индустрии).
На арену вышли люди со «сверхценными идеями мистического, иррационального содержания».
У нас были разные парадигмы: политэкономия капитализма Маркса в рамках науки бытия, а политэкономия Ленина – в науки становления. Так из реальности СССР, элита России попыталась перейти в мировой капитализм. И дальше распад.
https://lgz.ru/article/10-6775-10-03-2021/my-ne-zametili-glavnogo/
10.03.2021
Сергей Кара-Мурза о Дзержинском и советском сознании
Глубокие слои глобализация уже покрыли землю. А призрака Дзержинского мы уже не знаем. Это горько!"
https://vnnews.ru/blogs/90838-sergej-kara-murza-smert-stalina-stranoj-perezhivalas-tyazhelo.html
25.02.2021
«Политический бунт предполагает переворот в видении мира»
На странице сайта "Свободная пресса"
Сергей Кара-Мурза: «Политический бунт предполагает переворот в видении мира»
Историк и учёный о революции, расизме, невежестве и слепоте в большом интервью на «СП» и двух последующих публикациях:
https://svpressa.ru/post/article/286523/
https://svpressa.ru/post/article/289337/
https://svpressa.ru/post/article/287862/
07.01.2021
Вышла новая книга С.Г.Кара-Мурзы
В начале апреля вышла новая книга: С.Г.Кара-Мурза "Матрица. История русских воззрений на историю товарно-денежных отношений". Издательство "Родина", 2020.
Содержание
Короткое объяснение смысла книги 7
Введение 10
Раздел I 18
Гл. 1. Хозяйство и этнос 18
Гл. 2. Ограничение темы: «исправление имён» 28
Гл. 3. Становление политэкономии Адама Смита 31
3.1. Модель экономики у Адама Смита 31
3.2. Политэкономия и хрематистика 32
3.3. Антропологическая модель буржуазной политэкономии 34
3.4. Основа политэкономии: свободный рабочий и его частная собственность 35
3.5. Политэкономия Адама Смита и бедность 38
3.6. Природа и политэкономия 43
3.7. Отношения к человеку 44
3.8. Капитализм и личные духовные ценности 47
3.9. Образ предпринимателя у авторов политэкономии 49
Гл. 4. Политэкономия и империализм 50
Приложение. Парагвай: разгром первого социализма 57
Раздел II 62
Гл. 5. Представление народного хозяйства Российской империи 62
5.1. Промышленность 63
5.2. Сельское хозяйство 68
5.3. Состояние российской экономической науки перед 1917 г. 74
Гл. 6. Столкновение двух политэкономий между двух революций 84
Раздел III 95
Гл. 7. Политэкономия Маркса 95
Введение 95
7.1. Начала политэкономии Маркса 98
7.2. Категории труда и стоимость 106
7.3. Рабский труд и стоимость 110
7.4. Природные агенты и ресурсы 113
7.5. Товарный мир, товарный фетишизм и положение рабочих 118
7.6. Приложение к политэкономии: описание форм докапиталистического хозяйства 125
7.7. Диалектика отношения к капитализму в политэкономии Маркса 129
Раздел IV 142
Гл. 8. Становление политэкономии социализма в СССР 142
Гл. 9. Военный коммунизм: классическая чрезвычайная политэкономия 152
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа 160
10.1. Общее состояние главных проблем после Гражданской войны 160
10.2. Представление новой политэкономии после Гражданской войны: НЭП 161
10.3. Аргументы Ленина 162
10.4. Оппозиция в партии и альтернативы политэкономии 166
10.5. Разрыв «военный коммунизм – НЭП» 168
10.6. Противоречия двух советских политэкономий и представление о классах 171
10.7. Критические противоречия и конфликты НЭПа ослабевают 174
Гл. 11. А.В. Чаянов и дискуссия о политэкономии 179
Гл. 12. Дискуссия о политэкономии социализма среди советских марксистов 188
Гл. 13. Долгий спор о политэкономии 197
Гл. 14. Фрагменты латентной политэкономии СССР 212
Вступление 212
14.1. Предвоенная политэкономия СССР 213
14.2. Финансы 227
14.3. Коллективизация 232
Гл. 15. Становление политэкономии СССР и антропология 244
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость 260
Гл. 17. Религиозность, антропология и политэкономия 267
17.1. Марксизм и религия 267
17.2. Маркс и религия как доктрина 268
17.3. Роль религии для «просто человека» 271
17.4. Религия, этнос и нациестроительство 274
Гл. 18. Религия и революции 278
Гл. 19. Наука и культура: функции религии 286
Гл. 20. Короткое отступление 293
Послесловие 299
Литература 312
Прочитать первые главы и купить электронный вариант книги можно на сайте:
https://www.litres.ru/sergey-kara-murza/matrica-istoriya-russkih-vozzreniy-na-istoriu-tovarno-de/
15.04.2020
Лекции по политологии
Кара-Мурза С.Г. с соавторами. Лекции по политологии. М.: Научный эксперт, 2014. 304 с.
(Оказалось, что электронный текст книги не выложен на наших сайтах, исправляем эту недоработку.)
Аннотация
Глубокие изменения, которые претерпел мир за последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на то, как устроена и как развивается современная политическая жизнь.
Проблема фундаментальна: категории и понятия в трактовке учебников политологии прошлых лет больше не объясняют, что происходит с обществом, в котором мы живем.
В российских условиях ситуация усугубляется состоянием общего кризиса отечественного обществоведения и отсутствием инструментария для анализа актуальных вопросов социально-политического развития.
Предлагаемая читателю книга намечает подходы к решению данной проблемы. Лекции, прочитанные как введение в «кризисную» политологию, раскрывают смысл и значение основных понятий,
которые являются ключевыми для понимания главных тенденций политической эволюции России и всего мира.
Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей социальных и гуманитарных наук, а также для всех тех, кто думает о путях преодоления кризиса современного общества.
http://www.kara-murza.ru/books/lekcii/lekcii.htm
15.04.2020
АРХИВ НОВОСТЕЙ САЙТА С.Г.КАРА-МУРЗЫ
В августе-сентябре 2017 г. новых тем в ЖЖ С.Г.Кара-Мурзы не создавалось
В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы