English | Espanol | Deutsch | Francais | Arabic | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете




2022

Сергей Кара-Мурза. "Ципко. Страсть разрушения"

Сегодня вновь прозвучала фамилия Ципко (А. Ципко. Во власти мутной интуиции. Самодержавная Россия утрачивает инстинкт самосохранения. / Независимая газета, 06.06.2022). Многие не помнят вклада этого человека в разрушение нашей страны. Вспомним.
В процессе перестройки, приведшей к краху СССР, нет и следа «народной революции» или тяжелого экономического кризиса, который бы толкнул трудящиеся массы на баррикады. Кризис был создан самой властью «новой формации», начавшей демонтаж советской хозяйственной системы в 1988 г., а годом позже – и политической системы.
Смена правящей верхушки в ЦК КПСС в 1985 г. позволила антисоветской элите сбросить маску. «Шестидесятники при власти» оказались более агрессивными по отношению к СССР, чем открытые диссиденты. Наверное, настрадались, держа фигу в кармане, будучи обязанными на публике выкрикивать ненавистные слова о равенстве и солидарности.
А. Ципко: «Нашими мыслями прежде всего двигала магия революции… Но магия катастрофизма, ожидание чуда политических перемен и чуда свободы мешали мыслить конструктивно, находить технологические решения изменения системы… Магичность и катастрофичность нашего мышления обеспечивали нам читательский успех, но в то же время мешали нам увидеть то, что мы должны были увидеть как ученые, как граждане своей страны… Мы не знали Запада, мы страдали романтическим либерализмом и страстным желанием уже при этой жизни дождаться разрушительных перемен» [из упомянутой статьи А. Ципко «Магия и мания катастрофы. Как мы боролись с советским наследием»].
Ципко: "Очевидно, что у русских как у самого многочисленного народа РФ нет до сих пор даже чего-то сравнимого с еврейской заботой о сохранении своего народа… Традиция обожествлять вождей идет от старых, царистских настроений, от чувства раба. Кстати, в моей родной Одессе сталинисты даже во времена Сталина были редкостью, ибо одесситы от рождения ощущают себя свободными людьми» [Ципко А. Замороженная душа // Независимая газета. 12.11.2008.].
Как мучает одессита, уже в роддоме ощущавшего себя свободным человеком, «самый главный, страшный вопрос». Ну что это за народ – русские: какую им свободу не давай, нет «ни углубления моральных чувств, ни воскрешения духовных сил». И в «новой России», и в советской, и в «старой дореволюционной» – одна и та же традиционная патология. Все это «от старых, царистских настроений, от чувства раба» [там же].
Все это – не импульсивные всплески эмоций обиженных на Россию «просветителей». Это нормальная регулярная идеологическая работа весьма уже уставших людей на жалованье. Цель ее – размыть у читающей публики и телезрителей уверенность в праве России на существование как самобытной цивилизации.
https://vnnews.ru/cipko-strast-razrusheniya-razmyt-u/
Интернет СМИ "Ваши новости"
02.07.2022

Сергей Кара-Мурза. «Объекты атаки». Новое исследование советского опыта

С 1988 г. я бывал на Западе (больше в Испании), подружился со многими коммунистами, говорил с ними о наших делах. Но некоторые излагали мне «вульгарный истмат» в чистом виде. И это были не отвлеченные слова – из них вытекала практика. Меня она потрясала отходом от здравого смысла. Получалась странная вещь: стойкие коммунисты, от которых мы могли бы ожидать поддержки, вдруг оборачивались врагами советского строя – или создавали в своем воображении ложный образ СССР как рая земного.
(...)
За этот доклад на семинаре ОБСЕ в Минске я получил самую большую похвалу, какую только получал в жизни. И от кого! От Станислава Шушкевича, героя Беловежской пущи. Он сказал, что если бы прослушал такой доклад десять лет назад, то он не сделал бы того, что сделал после 1989 года. Он не знал, что СССР относится к цивилизациям общинного типа. Похвала похвалой, но ведь признание, согласитесь, страшное. Вот она, ответственность демократа. Принять на себя бремя власти, угробить страну, а потом признаться: да я о ней ничего и не знал. Не знаешь – почитай книги, поговори со знающими людьми, но не лезь своими лапами «перестраивать» общество, которого не знаешь. Про Шушкевича не знаю, его текстов я не изучал. После такого откровения Шушкевича другие лидеры белорусской оппозиции (бывшие председатель Верховного Совета Шарецкий и управляющий Центробанком Богданкевич и др.) начали выдвигать обвинения «по-крупному», говорить самое, на их взгляд, главное. Поскольку я как докладчик после каждого цикла выступлений имел слово для ответа (тут я снимаю шляпу перед западными порядками), получился редкостный диалог. И хотя я спорил с верхушкой демократов, их мышление распространено в массе наших граждан, пусть и в более мягкой форме. В этом – главная наша проблема, потому-то наши мечи картонные.
(...)
Как это и бывает у религиозных фанатиков, несвязность мышления сопровождается у этих людей сильнейшим эмоциональным подъемом и агрессивностью. Уж как они проклинали Лукашенко за то, что «остановил реформы». Главное, ненависть именно иррациональная, религиозного типа. Лукашенко говорит на другом языке, языке простых житейских понятий. Он остановил движение к «светлому рыночному будущему» и устраивает жизнь в Белоруссии неправильно – не так, как сказано в учении. Г-н Шарецкий так и объяснил: Лукашенко восстанавливает «хозяйство семейного типа» (то есть такое, какое бывает в обществах, устроенных по типу семьи, а не рынка). А процветающей западной экономики так не построишь. Все это я пишу не для того, чтобы уязвить моих идейных противников. Сегодня наша общая беда несравненно важнее, чем идейные стычки. То мышление, которое в чистом виде и в спокойной обстановке обнаружили белорусские противники советского строя, присуще ведь широкому кругу нашей интеллигенции – врачам, инженерам, офицерам. И даже не только интеллигенции. Как же нам найти общий язык? Ведь все мы на своей шкуре получаем все более тяжелые уроки, а учимся медленно. Похоже, бытие не вполне определяет сознание.
https://vnnews.ru/obekty-ataki-novoe-issledovanie-s/
20.05.2022

Сергей Кара-Мурза. Армия – часть народа и часть народного хозяйства

Сейчас армия построена по-новому, но в ней сильны традиции Красной армии, которые невозможно уничтожить, не уничтожив ее саму. И на параде 9 Мая и в идущих сейчас боях она использует флаг Победы в Великой Отечественной войне и имеет право это делать, как Советская армия использовала имена Суворова и Кутузова.
(...)
Но сейчас-то, когда опубликованы данные тридцатилетних исследований ЦРУ и они обсуждены на совещаниях ведущих экспертов, должны же и мы вникнуть в едва ли не главные для страны особенности советского хозяйства. Ведь мы его наследники, мы с него и живем – и сами же его уничтожаем. Как же тут не быть кризису!
(...)
Та связка «хозяйство – армия», которая была создана в СССР, позволила нам победить врага, обладающего четырехкратным превосходством экономического потенциала, и добиться военного паритета с Западом при многократно меньших расходах. Но мы этого не хотели понять – и позволили правящей верхушке устроить эксперимент с построением «капитализма с его рыночной экономикой». В результате было обрушено и военное, и гражданское производство – остались «и без пушек, и без масла», сидели на трубе. Слава богу, были еще остатки советского ракетно-ядерного щита. Под их прикрытием удалось скрытно укрепить и военно-промышленный комплекс, и армию, и экономику в целом, и пойдя на разного рода внутренние и внешние компромиссы, подготовиться к ожидавшейся атаке на Россию. Важно и сейчас не забывать, что традиции армии – это реальность, как наш климат или наша история. Из нее и надо исходить в решениях, определяющих нашу судьбу.
https://vnnews.ru/armiya-chast-naroda-i-chast-narodnog/
26.05.2022

Сергей Кара-Мурза. Особое невежество людей, преобразованных катастрофой

Особое невежество людей, преобразованных катастрофой
Наблюдая сейчас случаи изуверства украинских нацистов, надо обратиться к опыту изучения подобных феноменов в истории. Культурные кризисы со сдвигами в картине мира часто происходят в результате сильной культурной травмы. Такая травма дестабилизирует рациональное сознание, и вся духовная сфера переходит в состояние неустойчивого равновесия, возникает «подвижность отношений и правил».
Интернет СМИ "Ваши новости"
https://vnnews.ru/osoboe-nevezhestvo-lyudey-preobrazova/
04.04.2022

Сергей Кара-Мурза. Распады общества

Оказалось, старые мифы и мечты исчезли – почему? Потому, что системы механической солидарности и органической солидарности столкнулись в тяжелом конфликте. При этом общности и группы изменились или распались (в основном это были небольшие сообщества, но они имели влияние).
...Произошла деформация общества гораздо более тяжелая, нежели обеднение – исключение из общества большой части населения. Как пишут, «наряду с крайней бедностью возникает межпоколенческая преемственность нужды». Особенно тяжелую травму нанесла стигматизация бедных – «наложение клейма».
Интернет СМИ "Ваши новости"
https://vnnews.ru/raspady-obshhestva/
28.02.2022

С.Кара-Мурза. История, объясняющая настоящее. Я ехал на поезде в Киев

В купе была пожилая женщина из Киева, бухгалтер какой-то фирмы, малосимпатичный чернявый иностранец и молодой офицер-моряк с Тихоокеанского флота. Наши сразу перезнакомились, моряк стал показывать фотографии родных, своего корабля, американского авианосца, около которого они вели разведку. Я дремал на верхней полке и слушал их разговор. Конечно, он быстро перешел на политику вперемешку с бытовыми воспоминаниями.
...Перебирая в памяти все слова и жесты этого молодого офицера, я мог прийти только к одному выводу. Он был настолько рад долгожданной поездке к родным, настолько расположен к своим попутчикам и переполнен добротой к ним, что не хотел им перечить, «жертвовал» своими вполне разумными убеждениями. Убеждения его были мягкими, неоформленными, но все же именно убеждениями. Но он их не слишком ценил, не считал каким-то жизненно важным ресурсом. И уж тем более не считал их оружием офицера, необходимым в наше смутное время.
Этот молодой человек был мне близок, очень понравился – и в то же время в этой его доброте веяло чем-то гибельным для нас. Как все это повернется?
https://vnnews.ru/istoriya-obyasnyayushhaya-nastoyashhee/
26.02.2022

Рудалев А. Пересборка отечественной матрицы

О книге С.Кара-Мурзы "Советская матрица".
«Дело ведь не в том, нравятся тебе или не нравятся такие катастрофы. Если они порождены твоим народом, их надо знать и понимать…», – пишет Кара-Мурза. Изучение же революции необходимо еще и потому, что, по его мнению, «она продолжается». Это продолжение рассматривается как столкновение Февраля – либерально-западнического проекта, разрушившего государство и разогнавшего империю, и Октября – советского вектора с «самодержавно-народным» типом государственности, ставшего энергией той самой «социальной регенерации» и восстановившей империю на новых основаниях. Отсюда и Гражданская война стала «войной Февраля с Октябрем», то есть «столкновением двух революционных проектов».
По сути, современность и характеризуется «борьбой двух революционных движений». Горбачёв, окрестивший свою перестройку новой революций, возродил энергии Февраля. Они не изжиты до сих пор, мало того, страну все еще преследуют признаки и соблазны перестройки 2.0.
Мыслитель ставит в заслугу советскому строю то, что он «преодолел цивилизационную раздвоенность России, соединил «западников и славянофилов»». Сделано это было путем синтеза традиционных отечественных представлений с идеалами прогресса и просвещения. Этот модернизационный проект принципиально отличался, например, от реформ Петра I, он строился «не в конфронтации с традиционной Россией, а с опорой на ее главные культурные ресурсы». Важное замечание, свидетельствующее о том, что «советская матрица» является развитием традиционной или «исторической России», которая «в облике СССР стала сверхдержавой, а русские – полноправной нацией». Подобное удалось достигнуть тем, что, по мнению автора «Советской матрицы», большевики «нашли способ «пересобрать» русский народ, а затем и вновь собрать земли «империи» на новой основе – как СССР».
Кара-Мурза формулирует: «Советский строй – это реализация цивилизационного проекта, рожденного Россией и лежащего в русле ее истории и культуры». Октябрь в России восстановил «традиционное общество в облике СССР».
Мыслитель в «Советской матрице» также пишет и об иррациональных причинах вражды Запада к России, которая «выросла как цивилизация, альтернативная Западу». Этот «иррациональный и архаический дискурс» вражды вырастал из древнеримских понятий «законной войны» и «незаконного врага» с наложением средневекового ветхозаветного императива об «обязательной священной войне» против зла. В картине мира тех же Штатов как раз Россия выступает источником зла и «незаконным врагом» или как «враждебный Иной». В этом плане Россия никогда не сможет ощущать себя Западом, а он ее не примет, разве что в статусе своей безнадежной периферии, на которую он будет экспортировать хаос. Само стремление стать Западом ущербно, потому как контрпродуктивно и развивает лишь комплексы неполноценности.
https://vnnews.ru/peresborka-otechestvennoy-matricy/
01.02.2022

С.Кара-Мурза "Советская матрица" (2022)

В январе вышла из печати книга: Кара-Мурза Сергей Георгиевич "Советская матрица", Издательство: Родина, 2022 г. 288 стр. Серия: Советский век
Оглавление
Государство переходного периода: исчезновение народа
Постиндустриальное общество
Вариант будущего: восстановление "матриц" советского хозяйства
Миф об экономическом кризисе в СССР
Кризис России и этничность
Русский коммунизм и наука
Причины краха советского строя
Русская революция в свете современного кризиса
Чему надо учить политологов России
Ценностный разрыв как политическая проблема
Чрезвычайная функция государства: оздоровление общности российских предпринимателей
Утопия конвергенции
Книга продается в магазинах и в интернет-магазинах. Например:
https://www.labirint.ru/books/831919/
15.01.2022

В сети "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество"

Появилась возможность скачать pdf-файл новой книги С.Г.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество" (небесплатно). 840 стр. 9 иллюстраций. Из серии: Книга-эпоха.
Дата выхода на ЛитРес: 03 ноября 2021. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
https://www.litres.ru/sergey-kara-murza/novoe-srednevekove-xxi-veka-ili-pogruzhenie-v-nevezhestv/
07.01.2022

С.Г.Кара-Мурза. Аналитика: наука, техника, реальность, идеология

Это статья из сборника "Лучшие аналитики России — наши современники" М.: Российский университет дружбы народов. Ассоциация «Аналитика», 2021, с. 163-200. Отдельные мысли из статьи:
Аналитика собирает и изучает системы и структуры, чтобы создать ядро знания и предвидения проблем или угроз. В параллели действует апокалиптика – особый тип познавательной деятельности (прогнозы, пророчество, неявное знание). Все эти структуры соединяются в синтезы (быстрые или долгосрочные).
Главная функция аналитиков – «понять настоящее с помощью прошлого» и «понять прошлое с помощью настоящего».
...Меньшевики и большевики мыслили и действовали в разных парадигмах. Разные парадигмы, значит, эти общности видят разные картины мира (включая человека, общество, государства и т.д.).
Аналитикам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла и советская идеология, превратившая Ленина в икону, и когда выдохся черный миф о Ленина. Тот социализм, что строили большевики и весь народ, был эффективен как проект людей, испытавших беду. Но тот проект уже не отвечал запросам общества благополучного — общества, уже пережившего и забывшего беду как тип бытия. Переход к новому этапу общественного развития происходил при остром дефиците знания о советской системе в новых условиях. Это особенно проявилось у молодежи.
Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре требовали перехода от механической солидарности к органической. Надо вдуматься в фундаментальный фактор, на который не обратило (и не обращает) внимания наше образование, а за ним и общество: советское общество в период сталинизма (до 1950-х годов) было скреплено механической солидарностью. Это значит, что подавляющее большинство граждан по своему образу жизни, культуре и мировоззрению были очень близки – население было в состоянии «надклассового единства трудящихся». Это общество было похоже на религиозное братство.
...Консервативные идеологи Европы после Реставрации и особенно после революции 1848 г. взяли на вооружение для объяснения революционных процессов модель-метафору эпидемии. Эта модель распространения инфекционных заболеваний была уже хорошо разработана в медицине и широко известна. Представление революции как «политического нездоровья» и «психической эпидемии» было эффективно использовано властями — по прямой аналогии с понятными противоэпидемическими мерами возникли механизмы цензуры и превентивного заключения («карантина») Полный текст статьи на сайте по адресу:
http://www.kara-murza.ru/books/analit.doc
01.12.2022

Алексей Стаханов: шахтер как проявление мировых тенденций

В ходе строительства советского социализма возможность применить новые подходы открывалась перед людьми в самых разных сферах. И сейчас, когда идут новые поколения, в новом мире и в новом обществе нужно не повторять старое, а осваивать фундаментальные принципы и подходы прошлого.
Очень кратко, огрубляя, скажу так. Стаханову советский строй позволил вырваться из оков индустриализма с его отчуждением человека от предмета труда, от материала. Можно сказать, что Стаханов «прыгнул в постиндустриализм» или что «вернулся в Средневековье» – подошел к своему материалу как Мастер.
По данным психофизиологии труда, произведенная в СССР в 30-е годы работа теоретически не могла быть сделана при доступном тогда уровне питания. Но была сделана — потому что массы людей были «немножко Стахановыми». Строительство и работа стали подвижничеством. И это было, у всех по-своему, массовым явлением, что и показала война.
Для нас в России сегодня особенно актуально разобраться в том, как действует на всю систему этнических связей в нашем народе массированное внедрение в наше хозяйство институтов и обычаев западной рыночной экономики. В долгосрочном плане это воздействие гораздо важнее – возможен вариант, что хозяйство на бывшей нашей территории станет эффективным, но русского народа не будет.
https://vnnews.ru/aleksey-stakhanov-shakhter-kak-proyavlen/
19.12.2021

С.Г.Кара-Мурза. Символы – это очень серьезно

Мы не имеем права «утратить веру в будущее». Для этого надо восстановить цепь «прошлое – настоящее – будущее». Но эта цепь разорвана – большая часть погружена в прошлое, а настоящее считают выморочным временем, которое надо только пережить. Что же до будущего, надо возрождать СССР, конечно, немного модернизированный – «СССР-2». Таким образом, в нашем образе будущего сильна утопия – забрать из прошлого, из советского наследия, те прекрасные социальные формы, с которыми советский народ создал нашу державу, победил фашизм, вышел в космос и т. д.
Но это именно утопия, очень распространенная: кто-то надеется возродить «великую Россию», как сумел Столыпин, другие пошили себе офицерские мундиры Белой армии и ходят по Москве, а в южных краях бывшие чиновники и доценты стали казаками и размахивают нагайками.
...Но это не значит, что мы можем взять из советского прошлого какой-то эффективный символ с его смысловым наполнением того времени и обратимся к нашим гражданам сегодня, представляя этот взятый из истории символ как ориентир проекта будущего. Такое обращение граждане воспримут как демагогию.
https://vnnews.ru/simvoly-yeto-ochen-serezno/
16.12.2021

Сергей Кара-Мурза: «Социализм был эффективен как проект людей, испытавших беду»

Интервью С.Г.Кара-Мурзы В.Бересневу (Бизнес Online) 7 ноября 2021 г.
С.Г.Кара-Мурзы: Книга «Советская цивилизация» написана мною для того, чтобы передать потомкам знание об этом времени. Моей задачей было представить картину СССР — великой цивилизации и ее последующего распада. Все равно прошлая сила этой цивилизации вошла в ядро мировоззрения. Книгу читают, но она помогла лишь частично восстановить образ прошлой страны и представила некоторые системы и структуры СССР и других стран (основываясь на личном опыте). Восприняли ли это потомки? Для них все это происходило уже очень давно. Но донести до них исчезающие знания было необходимо. Ведь уже молодежь времен перестройки показала поразительное невежество в представлениях о революции и строительстве СССР. Это не вина молодежи, но такая степень невежества стала национальной угрозой. Наследие русского коммунизма сделалось историей, туманным преданием.
Моя новая книга о людях прошлого и настоящего, тех, кто не знает и не понимает образы, картины, их смыслы и возможные последствия. Эти люди ошибаются, тратят силы, ресурсы и надежды, а это и есть состояния невежества. Но всегда найдутся несколько людей, которые постепенно учатся понимать образы и смыслы и помогают в этом другим. Разумный человек сначала исследует картину мира, абстрагируясь от своей нравственной оценки объекта. Реальный объект изучается в контексте, позволяющем представить его с разных аспектов. Миссия науки — познать то, что есть, независимо от того, как должно быть, хотя объекты сначала показывают кусочки своих образов и ученые долго ищут явные образы и много ошибаются. Научные революции создают разрывы непрерывности и накопляют знание — и это отвергает саму возможность предвидеть главные черты новых систем. Так мы видим проблемы, но они уходят — и мы рады, иногда спорим. Все хорошо! Но почему же мы при кризисе или «перестройке» не создаем себе картину нашего мира и образов новых поколений, а кидаемся к старому истоку и устою? Ведь динамичные и нестабильные общности идут вперед — даже в сфере угроз и невежества.
https://www.business-gazeta.ru/article/528281
07.11.2021

Новая книга С.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество"

Вышла новая книга С.Кара-Мурзы "Новое средневековье XXI века, или Погружение в невежество". М: Родина, 2021. - 512 с.
Аннотация издательства
О "новом средневековье" писал еще Николай Бердяев в двадцатые годы прошлого века, но в начале двадцать первого века это определение стало особенно актуальным. Его используют сейчас многие политологи, социологи, философы для обозначения современной эпохи.
Сергей Георгиевич Кара-Мурза, выдающийся российский ученый, социолог и политолог, впервые провел полный и всесторонний анализ "нового средневековья" в своем фундаментальном исследовании, материалы для которого он собирал в течение тридцати лет.
Здесь разбираются причины этого исторического явления, его характерные черты в политике, обществе, культуре, говорится о носителях и противниках новой средневековой идеологии.
В книге приводится огромное количество фактического материала, основанного на сотнях различных источников.
https://www.labirint.ru/books/824526/
14.10.2021

Сергей Кара-Мурза. Русофобия Запада, части российской интеллигенции и марксизм

Здесь мы обсудим часть русофобии – русофобию марксизма и ее влияние на российскую интеллигенцию, на революционный процесс и судьбу советского строя. Однако Маркс и Энгельс инициаторами вовсе не были – они восприняли русофобию как конструкцию в культуре в практически готовом виде. Западная русофобия имеет примерно тысячелетнюю историю и глубокие корни. Это большая и сложная идеологическая концепция, составная часть евроцентризма – лежащей в основе западного мировоззрения доктрины. Это Запад (не в географическом, а в культурном смысле).
В отношении западного капитализма в представлениях основоположников марксизма был нюанс, важный для незападных народов. Они не имели права противоречить капитализму (его политэкономии) и создавать свой общественный строй. Именно в России возникла резкая полемика по этой теме (сначала с Бакуниным, потом с народниками, а потом и с Лениным). В советское время и сейчас эта тема предана забвению. Сейчас, в нынешнем состоянии международной и внутренней политики, об этом надо вспомнить.
Стараясь доходчиво объяснить в ответе народнику Ткачеву (1875), почему крестьянская и общинная Россия обязана следовать по пути развития буржуазии с разделением народов по классовому признаку, Энгельс с иронией поясняет эту мысль таким образом: «У дикарей и полудикарей часто тоже нет никаких классовых различий, и через такое состояние прошел каждый народ. Восстанавливать его снова нам и в голову не может прийти».
В первых советских поколениях – и в интеллигенции, и в госаппарате, у военных и практиков главных типов деятельности вырабатывалась реальная советская политэкономия, но строительство этой большой системы происходило отдельно, вразрез с проектом создания политэкономии для СССР на основе марксизма. Считалось, что «Капитал» Маркса задал методологию и для капитализма, а затем и для социализма – как универсальную парадигму. Эта ошибка заложила корни драмы и в конце катастрофу картины мира СССР.
Если мы хотим выжить как народ и как культура, надо знать и понимать эту революцию. Ленин – ее продукт и творец, ее теоретик и конструктор, он ключ к знанию и пониманию. Наша беда, что Ленин и его соратники не имели времени, чтобы ясно описать свое дело, они следовали неявному знанию. Нам надо реконструировать ход их мысли и дела. Эту возможность мы получили только сейчас, когда сникла и советская идеология, превратившая Ленина в икону. Молодым нужно холодное и достоверное знание.
https://vnnews.ru/rusofobiya-zapada-chasti-rossiyskoy-in/
13.09.2021

С. Кара-Мурза: «Церковь и жандарм»

В 2000 г. я участвовал в семинаре Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), в который входит и Русская Православная Церковь (католики в него не входят). Тема семинара – «Этика гуманитарной интервенции». Я сопровождал о. Всеволода Чаплина из Патриархии. Он взял на себя выступления по богословской теме, а я – по культуре и политике. Этот семинар дал много пищи для размышлений.
...Я, беседуя со священниками из ряда стран, спрашивал, в чем они видят смысл этой акции. Все они отвечали одинаково: правящие круги Запада нуждаются в том, чтобы церкви одобрили право на «гуманитарную интервенцию», а духовенство объяснило это пастве.
...Пропасть между моими и их представлениями о человеке и обществе оказалась гораздо глубже, чем я предполагал из чтения литературы. Когда я говорил вещи, которые мне казались абсолютно очевидными, так что мы в России никогда их вслух и не высказываем, они глядели на меня с изумлением и напряженно старались понять. Похоже, они просто не верили своим ушам. Напротив, когда я слушал многие их рассуждения, мне они поначалу казались уловками хитрых политиканов – не могут же люди так думать!
https://vnnews.ru/s-kara-murza-cerkov-i-zhandarm/
25.08.2021

С.Кара-Мурза. «Запад и другие культуры»

Нам полезно рассмотреть несколько структур невежества у Запада и у других культур. Скажем о важном процессе невежества – взаимодействии (и часто столкновениях) разных культур: от племени и до цивилизаций. Во время становления системы колоний и империализма у Запада были интенсивные контакты с аборигенами – колониальная администрация, ученые, миссионеры и пр.
Понятие «современное невежество» очень широко, его можно разглядеть со многих точек. Конечно, мрак невежества не покрывает одновременно большинство населения и всех членов всех групп и общностей. Хотя в каждом человеке всегда скрываются мелкие куски невежества, но здесь мы говорим о беде, которая захватывает массу людей или особые важные группы, или даже властную персону. Надо учесть, что психические расстройства людей (особенно тех, которых зацепила культурная травма), их болезненные образы и суждения надо отделять от невежества, хотя в это время у многих страдают именно навыки здравого смысла.
https://vnnews.ru/s-kara-murza-zapad-i-drugie-kultury/
16.08.2021

С.Кара-Мурза. «Неявные угрозы»

До 1987 года уравнительное жизнеустройство стояло на советском хозяйстве – а с 1987 г. проявилась более четко новая система экономики, которая резко сократила доли трудовых доходов и положила начало быстрой дифференциации зарплаты работников. Так началось глубокое расслоение населения по доходам.
Все 20 лет реформы регулярно проводились социологические замеры, которые подтверждали устойчивость интуитивных уравнительных установок. Важные выводы были сделаны в докладе, прочитанном в ГУ «Высшая школа экономики» 6 апреля 2011 г. зав. кафедрой социально-экономических исследований Н. Н. Тихоновой. Она сказала: Данные исследований позволяют говорить об устойчивом тяготении граждан России к смешанной экономике с доминирующей ролью государства и государственной собственности. По их мнению, все стратегические отрасли экономики и отрасли социальной сферы, гарантирующие здоровье и благополучие нации, должны находиться под безусловным контролем государства… Тем не менее, восприятие государства как ключевого экономического агента с вытекающим отсюда запросом на усиление его роли в экономике и расширение сферы государственной собственности остается ключевым отличием россиян от населения стран западной культуры.
https://vnnews.ru/neyavnye-ugrozy-otryvok-iz-vospomin/
09.08.2021

С. Кара-Мурза: «Мы увидели сдвиг интеллигенции»

Сдвиг интеллигенции к идее перестройки народного хозяйства и перехода к частному предпринимательству происходил быстро и вопреки установкам основной массы населения.
Самый сложный и большой вопрос, который мы затронем здесь лишь частично, – объяснить, почему в 1970-1980-е годы большая часть советских граждан оказалась так восприимчива к идеям, которые были «упакованы» в знакомые лозунги социализма и справедливости, но по сути отвергали главные принципы советского жизнеустройства.
На мой взгляд, психологические защиты против таких идей утратили силу в результате мировоззренческого кризиса, вызванного сменой образа жизни большинства населения в ходе форсированной индустриализации и урбанизации. Этот кризис модернизации требовал преобразования идеократической системы легитимации советского строя, сложившейся в 1920-1940-е годы, которая апеллировала к традиционным общинным ценностям. По выражению М. Вебера, мировоззренческой основой русской революции был общинный крестьянский коммунизм, покрытый, как выразился Ортега-и-Гассет, «тонкой пленкой европейских идей» – марксизмом.
https://vnnews.ru/s-kara-murza-my-uvideli-sdvig-intelli/
Интернет СМИ "Ваши новости"
03.08.2021

С.Г.Кара-Мурза. Важные фрагменты воспоминаний

Как в глубине советского общества проходило становление человека.
https://vnnews.ru/iz-vospominaniy-s-kara-murzy-dazhe-udi/
https://vnnews.ru/iz-vospominaniy-s-kara-murzy-kakie-de/
https://vnnews.ru/posle-voyny-otryvok-iz-vospominani/
https://vnnews.ru/kak-v-glubine-sovetskogo-obshhestva-pro/
20.06.2021 - 20.08.2021
Интернет СМИ "Ваши новости"

Сергей Кара-Мурза. Прошлое – настоящее – будущее

С.Г.Кара-Мурза: Я хочу показать процессы от Февральской революции до краха СССР и в нынешнее время. Конечно, это песчинка в ураганах века, но думаю, что некоторым студентам и старикам полезно посмотреть. Эти картины известных процессов соединились с важными данными науки, воспоминаниями моих друзей и тем, что я видел, думал, понял, особенно, – куда мы идем?

https://vnnews.ru/proshloe-nastoyashhee-budushhee/
09.06.2021
Интернет СМИ "Ваши новости"

Телеграм-канал с материалами С.Г.Кара-Мурзы

С 16 марта 2021 заработал телеграм-канал: С. Г. КАРА-МУРЗА на каждый день: цитаты, мысли, идеи, новости
https://t.me/SG_KaraMurza
31.03.2021

Сергей Кара-Мурза. Распад СССР начался не в 1985-м, а на тридцать лет раньше

Глубокие изменения в образе жизни, структуре общества и в культуре требовали перехода от солидарности механической (общины) к органической солидарности (разделение труда индустрии).
На арену вышли люди со «сверхценными идеями мистического, иррационального содержания».
У нас были разные парадигмы: политэкономия капитализма Маркса в рамках науки бытия, а политэкономия Ленина – в науки становления. Так из реальности СССР, элита России попыталась перейти в мировой капитализм. И дальше распад.
https://lgz.ru/article/10-6775-10-03-2021/my-ne-zametili-glavnogo/
10.03.2021

Сергей Кара-Мурза о Дзержинском и советском сознании

Глубокие слои глобализация уже покрыли землю. А призрака Дзержинского мы уже не знаем. Это горько!"
https://vnnews.ru/blogs/90838-sergej-kara-murza-smert-stalina-stranoj-perezhivalas-tyazhelo.html
25.02.2021

«Политический бунт предполагает переворот в видении мира»

На странице сайта "Свободная пресса"
Сергей Кара-Мурза: «Политический бунт предполагает переворот в видении мира»
Историк и учёный о революции, расизме, невежестве и слепоте в большом интервью на «СП» и двух последующих публикациях:
https://svpressa.ru/post/article/286523/
https://svpressa.ru/post/article/289337/
https://svpressa.ru/post/article/287862/
07.01.2021

Вышла новая книга С.Г.Кара-Мурзы

В начале апреля вышла новая книга: С.Г.Кара-Мурза "Матрица. История русских воззрений на историю товарно-денежных отношений". Издательство "Родина", 2020.

Содержание

Короткое объяснение смысла книги 7

Введение 10

Раздел I 18
Гл. 1. Хозяйство и этнос 18
Гл. 2. Ограничение темы: «исправление имён» 28
Гл. 3. Становление политэкономии Адама Смита 31
3.1. Модель экономики у Адама Смита 31
3.2. Политэкономия и хрематистика 32
3.3. Антропологическая модель буржуазной политэкономии 34
3.4. Основа политэкономии: свободный рабочий и его частная собственность 35
3.5. Политэкономия Адама Смита и бедность 38
3.6. Природа и политэкономия 43
3.7. Отношения к человеку 44
3.8. Капитализм и личные духовные ценности 47
3.9. Образ предпринимателя у авторов политэкономии 49
Гл. 4. Политэкономия и империализм 50
Приложение. Парагвай: разгром первого социализма 57

Раздел II 62
Гл. 5. Представление народного хозяйства Российской империи 62
5.1. Промышленность 63
5.2. Сельское хозяйство 68
5.3. Состояние российской экономической науки перед 1917 г. 74
Гл. 6. Столкновение двух политэкономий между двух революций 84

Раздел III 95
Гл. 7. Политэкономия Маркса 95
Введение 95
7.1. Начала политэкономии Маркса 98
7.2. Категории труда и стоимость 106
7.3. Рабский труд и стоимость 110
7.4. Природные агенты и ресурсы 113
7.5. Товарный мир, товарный фетишизм и положение рабочих 118
7.6. Приложение к политэкономии: описание форм докапиталистического хозяйства 125
7.7. Диалектика отношения к капитализму в политэкономии Маркса 129

Раздел IV 142
Гл. 8. Становление политэкономии социализма в СССР 142
Гл. 9. Военный коммунизм: классическая чрезвычайная политэкономия 152
Гл. 10. Противоречия политэкономий в периоде НЭПа 160
10.1. Общее состояние главных проблем после Гражданской войны 160
10.2. Представление новой политэкономии после Гражданской войны: НЭП 161
10.3. Аргументы Ленина 162
10.4. Оппозиция в партии и альтернативы политэкономии 166
10.5. Разрыв «военный коммунизм – НЭП» 168
10.6. Противоречия двух советских политэкономий и представление о классах 171
10.7. Критические противоречия и конфликты НЭПа ослабевают 174
Гл. 11. А.В. Чаянов и дискуссия о политэкономии 179
Гл. 12. Дискуссия о политэкономии социализма среди советских марксистов 188
Гл. 13. Долгий спор о политэкономии 197
Гл. 14. Фрагменты латентной политэкономии СССР 212
Вступление 212
14.1. Предвоенная политэкономия СССР 213
14.2. Финансы 227
14.3. Коллективизация 232
Гл. 15. Становление политэкономии СССР и антропология 244
Гл. 16. Революции, насилия и жестокость 260
Гл. 17. Религиозность, антропология и политэкономия 267
17.1. Марксизм и религия 267
17.2. Маркс и религия как доктрина 268
17.3. Роль религии для «просто человека» 271
17.4. Религия, этнос и нациестроительство 274
Гл. 18. Религия и революции 278
Гл. 19. Наука и культура: функции религии 286
Гл. 20. Короткое отступление 293

Послесловие 299

Литература 312

Прочитать первые главы и купить электронный вариант книги можно на сайте:
https://www.litres.ru/sergey-kara-murza/matrica-istoriya-russkih-vozzreniy-na-istoriu-tovarno-de/
15.04.2020

Лекции по политологии

Кара-Мурза С.Г. с соавторами. Лекции по политологии. М.: Научный эксперт, 2014. 304 с.
(Оказалось, что электронный текст книги не выложен на наших сайтах, исправляем эту недоработку.)
Аннотация
Глубокие изменения, которые претерпел мир за последние десятилетия, заставляют по-новому взглянуть на то, как устроена и как развивается современная политическая жизнь. Проблема фундаментальна: категории и понятия в трактовке учебников политологии прошлых лет больше не объясняют, что происходит с обществом, в котором мы живем. В российских условиях ситуация усугубляется состоянием общего кризиса отечественного обществоведения и отсутствием инструментария для анализа актуальных вопросов социально-политического развития. Предлагаемая читателю книга намечает подходы к решению данной проблемы. Лекции, прочитанные как введение в «кризисную» политологию, раскрывают смысл и значение основных понятий, которые являются ключевыми для понимания главных тенденций политической эволюции России и всего мира. Издание предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей социальных и гуманитарных наук, а также для всех тех, кто думает о путях преодоления кризиса современного общества.
http://www.kara-murza.ru/books/lekcii/lekcii.htm
15.04.2020

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы






                                   НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ




Материалы С.Г.КАРА-МУРЗЫ В ЖЖ


Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью