English | Espanol | Deutsch | Francais | E-mail                


Столыпин  Революция  Ленин  Советы  Цивилизация  Армия   Экономика   ВТО

Жить семьей или рынком?

Руководитель СССР, Юрий Андропов признал: “мы не знаем общества в котором живем”. Поражение в холодной войне, развал хозяйства, вымирание населения - результаты этого незнания. Наш сайт призван помочь в «ликвидации безграмотности». Он одинаково полезен практикам, учащимся и всем кто любит Россию и хочет ее знать.

НОВОСТИ

Фрагменты и краткая информация о текстах или видео С.Г.Кара-Мурзы и материалах его проектов, появляющихся в Интернете

Тезисы для семинара: проблема России и СССР как цивилизации

1. СССР и РФ: формационное и цивилизационное состояние. Трансформация России как цивилизации в СССР. Проект Февральской революции был не принят, начат проект Октября.
2. Новые (советские) структуры фундамента цивилизации СССР.
3. Цивилизационный кризис СССР. Эпилог.
Для постсоветской России выстроить эффективную идеологическую защиту против угрозы представления ее как варварской страны было сложно потому, что вся доктрина трансформации России 1990-х годов была основана на отрицании цивилизационного статуса СССР. Режим Ельцина практически признал трактовку СССР как «империи зла». Таким образом, Россия как правопреемник СССР изначально приняла на себя это клеймо. Регулярно подтверждая свою трактовку СССР как «империи зла», государство России само подрывает свою легитимность как цивилизации. При этом оно живет ресурсами, унаследованными от этой «империи» – например, газо-нефтянового комплекса и ядерного оружия. Ярлык «империи зла», который в 1980-е годы не имел успеха в мировом общественном мнении, был легитимирован именно признанием, сделанным политической властью самой России. Этот факт истории представляется исключительно важным для выработки внешнеполитической доктрины современной России. Клеймо необходимо стереть, невзирая на уважение к «первому президенту России». Политики 1990-х годов променяли добытый за три века статус России как крупной локальной цивилизации (восточно-христианской или евразийской) на конъюнктурные выгоды антисоветизма. С точки зрения интересов исторической России это обмен невыгодный. Власть промотала огромное национальное достояние. В настоящее время воспроизводство всех этих структур России идет в чрезвычайном режиме. Мы переживаем период суженного воспроизводства, продолжается сокращение и качественная деградация важных подсистем каждой сферы. С самого начала антисоветской «революции сверху» произошел раскол постсоветских обществ, в том числе, в России. В России с 1993 г. в рамках международного исследовательского проекта «Новый Российский Барометр» работала большая группа зарубежных социологов. В докладе руководителей этого проекта Р. Роуза и Кр. Харпфера в 1996 г. было сказано: «В бывших советских республиках практически все опрошенные положительно оценивают прошлое и никто не дает положительных оценок нынешней экономической системе». Если точнее, положительные оценки советской экономической системе дали в России 72%, в Белоруссии — 88% и на Украине — 90%. Оценки новой политической системы были еще хуже. Раскол обществ не закрыт.
Социолог Бойков В.Э. писал (2010): Принимая в расчет оценки массового сознания, можно сделать вывод, что основными силами, способными обеспечить прогрессивное развитие России, выступают рабочие и крестьяне (83 и 73% опрошенных соответственно). И это позиция консенсусная для всех социально-профессиональных, возрастных и т.д. групп… Если говорить о степени социальной близости и наличии конфликтных отношений между отдельными группами,.. то один социальный полюс российского общества образован сегодня рабочими и крестьянами, тогда как второй – предпринимателями и руководителями… Можно констатировать, что “модернисты” на две трети – представители так называемого среднего класса, в то время как традиционалисты – это в основном “социальные низы”, состоящие почти полностью из рабочих и пенсионеров. В то же время, как это ни парадоксально, именно последние в восприятии населения являются одновременно главной движущей силой прогрессивного развития нашей страны».
После 2010 г. положение не улучшилось. При таком расколе, такой интенсивности и масштаба, цивилизация деградирует или распадается. Признаки – катастрофические сдвиги важных частей исторической евразийской цивилизации России (Украина, Кавказ, Средняя Азия). Постсоветское пространство – больная цивилизация на распутье. Лечение не определено.
http://sg-karamurza.livejournal.com/274182.html 1
http://sg-karamurza.livejournal.com/274625.html 2
http://sg-karamurza.livejournal.com/274883.html 3
08.07.2017

Вышла аудиокнига "Советская цивилизация"

Сделан сайт для аудиокниги "Советская цивилизация" с возможностью покупки!
Адрес: http://akniga.su
07.07.2017

Текст книги "1917. Февраль – Октябрь. Две революции – два проекта"

Оглавление можно прочитать по адресу:
http://sg-karamurza.livejournal.com/273097.html
Скачать архивированный файл (250 kb):
http://www.kara-murza.ru/books/Rev1917febokt/Rev-Ves-1.rar
Скачать файл WORD (1600 kb):
http://www.kara-murza.ru/books/Rev1917febokt/rev1917febokt.doc
19.06.2017

Российское обществоведение: становление, методология, кризис

Для новых друзей (заглянувших в ЖЖ или на сайт) советую книгу: Кара-Мурза С.Г. Российское обществоведение: становление, методология, кризис. Автор: Сергей Георгиевич Кара-Мурза. (Москва: Издательство «Алгоритм», 2016). За ХХ век Россия пережила две катастрофы: государство и общество неверно оценивали противоречия и довели их до революций и Гражданской войны. Одна из главных причин непонимания социальных процессов – несостоятельность общественной науки как источника объективного знания. Последние 30 лет Россия вновь переживает глубокий кризис, а тысячи ученых внятно не могут объяснить, что происходит и куда всё катится. Этот провал для страны опаснее, чем паралич естественных и технических наук. Поиск причин, изучение методологической платформы, на которой возникло и развивалось наше обществоведение, привели ученого к выводу, что в познавательной системе здесь преобладали (и преобладают поныне) не научные методы, а идеологические и этические подходы. Научное сообщество призвано искать истину, а не заниматься пропагандой или обличением. Создание такого, именно научного сообщества стало для России срочной и чрезвычайной задачей. Первый шаг – трезво и без гнева оценить состояние гуманитарной науки в нашей стране. Файлы с текстом книги [Fb2- 1.0M] [Rtf- 702k] скачивать тут:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KARA-MURZA_Sergey_Georgievich/_Kara-Murza_S.G..html#075
Читать фрагменты здесь:
Введение. ...Став промышленной и городской страной с массовым образованием на матрице Просвещения, СССР утратил ядро его мировоззрения — общинный коммунизм. Политическая система СССР не справилась с задачей удержать культурную гегемонию...
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/355/355875.htm
Глава 6. Антисоветское обществоведение до краха СССР. После войны антисоветские проекты начала ХХ в., подавленные или «отложенные» в начале 1930-х гг., стали реанимироваться. В авангарде были молодые гуманитарии и обществоведы...
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/355/355880.htm
Заключение. В конце 1980-х гг. была создана и силой авторитета гуманитарной интеллигенции навязана обществу аномальная методологическая парадигма...
https://vif2ne.org/nvz/forum/archive/355/355789.htm
Обсуждение книги:
http://sg-karamurza.livejournal.com/273295.html
10.06.2017

1917. Февраль – Октябрь. Две революции – два проекта

С.Кара-Мурза. Отправил в издательство книгу с таким названием.
Немного почищу, договорюсь в издательстве, выложу на сайт и можно будет скачивать, кому интересно.
Оглавление можно прочитать по адресу:
http://sg-karamurza.livejournal.com/273097.html
08.06.2017

Проект Октябрьской революции. Жестокость простонародья и советское государство

В предыдущем разделе говорилось о предпосылках к гражданской войне и насилию со стороны привилегированных общностей. Осторожно коснемся образа ответа на насилие. В массе трудящихся (простонародья) предпосылки для насилия тоже были. Эти предпосылки – несправедливое разделение земли в реформе 1861 г., выкупные платежи и драконовская арендная плата за землю. ...Позже была попытка силой разрушить общину с карательными операциями, потом тяжелая война с небывалой коррупцией со стороны фабрикантов и чиновников. Положение крестьянства в начале ХХ века стало совершенно отчаянным. Но этого как будто не видели составлявшие ничтожное меньшинство привилегированных слоев населения России. Этот факт не мог не вызывать глухой ненависти крестьян. Разрушение общины при глубоком обеднении населения вызвало вспышку массового насилия в ее страшном «молекулярном» измерении.
К несчастью, в России Церковь не смогла ни остановить, ни затормозить раскол народа и созревание взаимной ненависти в расколотых частях. Политизация Церкви в периоды обострения революционного движения носила односторонний характер – с амвона неслись призывы к послушанию власти. Выступления против власти предавались анафеме, поэтому неизбежно возникал конфликт крестьян с церковью. В «Очерках русской смуты» А.И. Деникин описывает свою поездку инкогнито по России после Февраля 1917 г. Он говорит о «ненависти, накопленной в течение столетий".
В 1930-х гг. разрушительные образы жестокости – и белых, и красных – были преобразованы в художественные смягченные образы. Позже натурализм, который пробивался в литературе в 1920-х гг., был совсем изъят, особенно из кино. Вспомним, например, «Тихий Дон» – этот фильм был очень важен, но он не подавлял разум картинами бесчеловечности. Но получилось так, что во время перестройки идеологи антисоветского проекта оставили жестокость белых в забвении, а жестокость красных в Гражданской войне, государственных репрессий 1937-38 гг., советских солдат в Великой Отечественной войне и депортации ряда народностей представили не только в жанре натурализма, но и в гипертрофированных образах. Эта программа «гласности» и «свободы информации» была разрушительной операцией против советского общества и привела (вместе с другими подобными операциями) к распаду советского народа, а потом и дезинтеграции общества постсоветской России. Все население получило тяжелую культурную травму, которая излечивается очень медленно. Раз уж накопилась литература о проблеме жестокости в периоды глубокого кризиса, используем эти материалы, чтобы рассмотреть важное явление 1921-1922 гг. – красный бандитизм. Он красноречиво представляет сложные отношения между властью и населением, которые в нашей политологии практически не изучали и почти не упоминали.
http://sg-karamurza.livejournal.com/272009.html 1
http://sg-karamurza.livejournal.com/272344.html 2
http://sg-karamurza.livejournal.com/272624.html 3
http://sg-karamurza.livejournal.com/272735.html 4
21-26.05.2017

С.Г.Кара-Мурза. Добавка к важной теме, которую не замечают

Действительно, после 1905 г. Ленин стал отвергать догмы Маркса одну за другой. Апрельские тезисы, определившие проект Октябрьской революции, были ядром совершенно иной парадигмы антикапиталистической революции. Эта парадигма, заявлявшая себя как марксистская, выросла не из учения Маркса, а из реальности капиталистического империализма и судьбы стран и культур, которые были втянуты в периферию мирового капитализма. Интеллектуалы Февраля и западные социал-демократы пытались следовать канону западных буржуазно-демократических революций, разработанному в учении Маркса, и новизна их инновации была лишь в том, что она происходила в иных месте и культуре. Они мыслили в рамках модерна ХIХ века, в парадигме науки бытия. А большевики мыслили в логике науки становления.
...До последнего времени доминантной парадигмой западного мира являлась ньютоновская или линейная парадигма... Главная неадекватность линейной парадигмы оказалась связана с неспособностью учитывать взаимодействия, так как она концентрируется на рассмотрении элементов, агентов рассматриваемых процессов, пренебрегая или абстрагируясь от взаимодействий. В большинстве случаев именно взаимодействия между агентами системы приводят к появлению нелинейности и необходимости разработки новой, нелинейной парадигмы. Ограниченность линейной парадигмы и необходимость поиска новых подходов была осознана достаточно недавно. Неявное допущение линейности, которая выступает в качестве нормы, пронизывает весь западный мир.
...В 1986 году сэр Джеймс Лайтхил (позже президент Международного союза чистой и прикладной математики) сделал необычное заявление: он извинился от имени ученых за то, что «в течение трех веков образованная публика вводилась в заблуждение апологией детерминизма, основанного на системе Ньютона, тогда как можно считать доказанным, по крайней мере с 1960 года, что этот детерминизм является ошибочной позицией».
...В те времена было очевидно – и меньшевики-марксисты, и легальные марксисты кадеты, и эсеры, и западные социал-демократы – мыслили и проектировали будущее кардинально иначе, чем Ленин и его соратники. Поэтому проект Октябрьской революции был совершенно иной, чем у Февральской революции.
http://sg-karamurza.livejournal.com/271653.html
17.05.2017

Обновлена схема "Все книги С.Г.Кара-Мурзы"

Книги 2016 года выделены серым фоном.
Автор схемы Р.К. (с форума С.Г.Кара-Мурзы). Адрес схемы:
http://kara-murza.ru/books2.htm
09.05.2017

С.Кара-Мурза: Поздравляю всех, кто празднует 9 мая Победу

Кто не празднует, радуйтесь нашими актуальными бедами. Все-таки, утешение.
http://sg-karamurza.livejournal.com/270577.html
08.05.2017

Добавка к рассуждениям о диссидентах

Участник этого ЖЖ меня упрекнул, что я «слишком строг к диссидентам» («шестидесятникам» и позже). Для пояснения я выкладываю куски большой статьи (даже манифеста) диссидента, особенно активного в перестройку.
А. Ципко. Магия и мания катастрофы. Как мы боролись с советским наследием // Независимая газета, 2000, 17 мая.
А. Ципко: "Нашими мыслями прежде всего двигала магия революции... Но магия катастрофизма, ожидание чуда политических перемен и чуда свободы мешали мыслить конструктивно, находить технологические решения изменения системы... Магичность и катастрофичность нашего мышления обеспечивали нам читательский успех, но в то же время мешали нам увидеть то, что мы должны были увидеть как ученые, как граждане своей страны... Мы не знали Запада, мы страдали романтическим либерализмом и страстным желанием уже при этой жизни дождаться разрушительных перемен… Борьба с советской системой, с советским наследством – по крайней мере в той форме, в какой она у нас велась – привела к разрушению первичных условий жизни миллионов людей, к моральной и физической деградации значительной части нашего переходного общества…"
С.Кара-Мурза: Вот и глотают миллионы наших людей шалости этих «интеллектуалов особого рода».
http://sg-karamurza.livejournal.com/268440.html
22.04.2017

Проект Октябрьской революции: развитие и реализация. Глава 8

После провала попытки установления диктатуры Корнилова политическая карта России резко изменилась. К руководству Советов пришли большевики, Советы имели надежную поддержку армии и флота, вооруженную и организованную Красную гвардию и к 25 октября готовился II Всероссийский съезд Советов. Массовое сознание резко сдвинулось влево под лозунгом «Вся власть Советов!». Как пишет историк, понятие революция в тот момент стало объектом поклонения «как чудо избавления, очищения и “воскрешения”». Это массовое общественное настроение помогло одержать быструю и бескровную победу над войсками Корнилова, а большевикам в октябре быстро и без потерь свергнуть Временное правительство. Важным событием была национализация банков, главного системообразующего элемента капитализма, которые контролировались иностранным капиталом.
Создание структур безопасности Первая задача любой революционной власти — предотвратить ее ликвидацию военным путем, пока новая власть не оформилась и не получила минимума поддержки населения. Самый опасный период — первые часы и дни, когда даже информация о взятии власти еще не распространилась в обществе. ВЧК.
...Красная армия. Для населения важным был тот факт, что большевики смогли установить в Красной армии более строгую дисциплину, чем в старой армии после Февраля. Советское государство приняло фундаментальный принцип, – прежде всего, восстановить монополию на легитимное насилие. Это означало необходимость ликвидации всех иррегулярных вооруженных сил революции. Надо представить, насколько это был ответственный и тяжелый шаг! ...Историческая актуальная задача — найти методы ввести энергию братоубийства в рациональные рамки, если не в рамки созидания, то хотя бы приемлемой борьбы, а не изуверства и убийств. Об этой фазе как раз много рассуждал Вебер и, кстати, огромный опыт «обуздания взрыва» был накоплен в русской революции 1917 года.
...Особый, малоизученный вопрос состоит в том, благодаря каким методологическим принципам большевики «чувствовали» чаяния революционных масс. Ведь между Февралем и Октябрем они следовали не заранее выработанной программе, а предвосхищению хода событий и, говоря современным языком, пониманию самой структуры происходившей в России катастрофы.
...Термин военный коммунизм многих вводит в заблуждение, он не имеет отношения к коммунизму или социализму. Смысл его – существование как в общине воинов, жизнь без производства и без торговли. Главные признаки военного коммунизма — перенос центра тяжести экономической политики с производства на распределение... Анализ института военного коммунизма дал А.А. Богданов («Вопросы социализма», 1918). Он показывает, что военный коммунизм в мирное время представлен в армии, как авторитарной потребительской коммуны. А во время большой войны потребительский коммунизм распространяется из армии на все общество. Богданов произвел структурный анализ явления, взяв как чистый случай Германию. Важный вывод: структура военного коммунизма, возникнув в чрезвычайных условиях, после исчезновения породивших ее условий сама собой не распадается. Выход из военного коммунизма — особая и сложная задача. В России, писал Богданов, решить ее будет особенно непросто, поскольку в системе государства очень большую роль играют Советы солдатских депутатов, проникнутые мышлением военного коммунизма.
...По сравнению с царским правительством и Временным советская власть отличалась быстрой адаптацией к изменениям. Можно предположить, что поколение советских руководителей вырастало в кризисных условиях и получило большой опыт переходов «порядок–хаос–порядок». Этот опыт был получен в подполье, на каторге и в ссылке, в побегах и в эмиграции, а затем на Гражданской войне и в строительстве новых социальных форм и институтов.
http://sg-karamurza.livejournal.com/267267.html 8.1
http://sg-karamurza.livejournal.com/267640.html 8.2
http://sg-karamurza.livejournal.com/267939.html 8.2а
http://sg-karamurza.livejournal.com/268276.html 8.3
http://sg-karamurza.livejournal.com/268584.html 8.4
http://sg-karamurza.livejournal.com/268991.html 8.5
http://sg-karamurza.livejournal.com/269328.html 8.6
http://sg-karamurza.livejournal.com/269742.html 8.7
http://sg-karamurza.livejournal.com/269964.html 8.8
http://sg-karamurza.livejournal.com/270261.html 8.9
http://sg-karamurza.livejournal.com/270607.html 8.10
http://sg-karamurza.livejournal.com/270951.html 8.10а
http://sg-karamurza.livejournal.com/271216.html 8.10б
http://sg-karamurza.livejournal.com/271585.html 8.10в
17.04 - 17.05.2017

Размышления у непарадного подъезда отечественного обществоведения

Кому интересно: Информация в журнале "Философия хозяйства" о моей книге и отрывок из нее
Ю.М. ОСИПОВ. Размышления у непарадного подъезда отечественного обществоведения (по поводу необычной книги С.Г. Кара-Мурзы) // Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. 2016. No 6.
С.Г. КАРА-МУРЗА. Краткий экскурс в политэкономию (Отрывок из кн.: Кара-Мурза С.Г. Российское обществоведение: становление, методология, кризис. — М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016—480 с.
http://philh.ru/images/nomera_jurnalov/fh_6_2016.pdf
http://sg-karamurza.livejournal.com/266701.html
11.04.2017

Начнем главу 7. Проект Октябрьской революции. Останутся главы 6 и 8.

Эта глава уже позволяет сравнивать проекты Февральской и Октябрьской революций, а также представить их как две ветви Великой русской революции.
Объяснительная модель русской (российской) революции начала ХХ века, положенная в основу официальной истории – как советской, так и антисоветской, – была мифологична и слишком идеологизирована. Особенно это касается именно Октябрьской революции (если не считать Гражданскую войну, которая, вероятно, еще более мифологизирована). Февральская революция имела свои прототипы и модели – хорошо описанные буржуазные революции Запада, а также классическая доктрина марксизма. Модель и теория Октябрьской революции, напротив, складывались под давлением последних вопросов русской культуры и политических обстоятельств. Поскольку эти модели были предназначены для решения срочных задач, а официальная история опиралась и опирается на истмат, многого до сих пор мы не можем объяснить. Что-то представлено версиями, но и главное еще надо описывать более связно и квалифицированно. Реальность нас обгоняет, а нам как раз необходимо беспристрастное знание и привлечение опыта краха СССР. Потребность в таком знании определена тем, что за последние тридцать лет пришлось прийти к выводу, что наш нынешний кризис – эпизод этой самой Великой русской революции.
http://sg-karamurza.livejournal.com/265043.html 1
http://sg-karamurza.livejournal.com/265224.html 2
http://sg-karamurza.livejournal.com/265931.html 3
http://sg-karamurza.livejournal.com/266045.html 4
http://sg-karamurza.livejournal.com/266384.html 5
http://sg-karamurza.livejournal.com/266795.html 6
http://sg-karamurza.livejournal.com/267014.html 7
06.04.2017 - 16.04.2017

О проектах Февральской и Октябрьской революций.

С.Г.Кара-Мурза. Выкладываю 5 главу (видимо, главную). Проект Февральской революции.
...проект Февральской революции принадлежал не либералам как «интеллектуальной партии», а историческому блоку с противоречивой структурой – коалицией главных политических партий, которые объединились во время I Мировой войны.
...Конечно, все отдельные партии, готовившие и осуществившие Февральскую революцию, имели свое кредо, в разной степени разработанные, которые можно включить в интегральный образ этого предприятия. Исходные программные представления этих партий были заложены в ходе революции 1905-1907 гг., но в ходе реакции, реформы Столыпина и в годы войны всем им пришлось корректировать свои доктрины, передвигаться в идеологическом спектре от левого терроризма до реакционных правых позиций. Мы кратко изложим устои истоков и сдвигов к моменту Февральской революции и до Октября. Но главное, надо прежде всего разобрать основание договоренности между правыми силами, либералами и социалистами (даже радикальными), свергнуть сообща монархию и учредить в России либерально-буржуазную государственную систему по западным образцам.
...Шелохаев так резюмирует стратегический замысел проекта Февральской революции с авторством кадетов. Этот замысел сводился «к полному раскрепощению личности и предоставлению ей максимально широких прав и свобод, формированию гражданского общества и правового государства, созданию рыночной рациональной, эффективной экономики, осуществлению системных социальных реформ, динамичному развитию духовной и культурной жизни и пр.». Замысел благородный, но в то время люди верили делам. И Керенский перед смертью честно написал о себе: «Ушел один, отринутый народом».
...А либералы-интеллектуалы (кадеты) видели главную причину своего поражения в недостаточной укорененности либерализма на русской национальной почве, которая в начале XX в. была явно неблагоприятна для формирования прочной и разветвленной либеральной системы. Что ж, такая уж была русская национальная почва! Зато сейчас почву удобрили навозом, все идет как по маслу.
http://sg-karamurza.livejournal.com/262728.html 1.
http://sg-karamurza.livejournal.com/262991.html 2.
http://sg-karamurza.livejournal.com/263389.html 3.
http://sg-karamurza.livejournal.com/263584.html 4.
http://sg-karamurza.livejournal.com/263897.html 5.
http://sg-karamurza.livejournal.com/264103.html 6.
http://sg-karamurza.livejournal.com/264367.html 7.
http://sg-karamurza.livejournal.com/264857.html 8.

27.03.2017 - 04.04.2017

С.Кара-Мурза: Символическое наследие СССР и зачем оно нам

Наша проблема в том, что вот уже 30 лет просоветская общность не сдвинулась к предвидению будущего. Движение вперед представляется как возрождение СССР. Его образ настолько заполнил нашу память и мышление, что мы как будто сидим на родном пепелище и около могил дорогих людей, и не можем встать и пойти. Травма краха СССР не заживает и даже передается части молодежи. Но уже надо встать.
Мы не имеем права «утратить веру в будущее». Но для этого надо восстановить цепь «прошлое–настоящее–будущее». Но эта цепь разорвана – большинство погружено в прошлое, а настоящее считают выморочным временем, которое надо только пережить. Что же до будущего, надо возрождать СССР, конечно, немного модернизированный – «СССР-2». Таким образом, в нашем образе будущего сильна утопия – забрать из прошлого, из советского наследия, те прекрасные социальные формы, с которыми советский народ создал нашу державу, победил фашизм, вышел в космос и т.д. Но это именно утопия, очень распространенная: кто-то надеется возродить «великую Россию», как сумел Столыпин, другие пошили себе офицерские мундиры Белой армии и ходят по Москве, а в южных краях бывшие чиновники и доценты стали казаками и размахивают нагайками. О.Ю. Малинова пишет (см. «Символическая политика. Вып. 2»): «Политический дискурс до сих пор строится так, будто история и извлеченный из нее опыт могут служить руководством для действий в настоящем (хотя лежащее в основе такой установки представление о будущем как повторении прошлого было разрушено еще в раннем Модерне». Сложность в том, что, с другой стороны, считается: «образы прошлого – ресурс для проектирования будущего». На этот фундаментальный вывод в разных вариантах указали разные авторы, например, Ю.М. Лотман (см. 14). Он объясняет это противоречие так: «Символ никогда не принадлежит какому-либо одному синхронному срезу культуры – он всегда пронзает этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее». Это значит, что символы, «приходя из прошлого и уходя в будущее», развиваются соответственно изменениям реальности, и обретают новые смыслы. Так они и вяжут цепь времен. Но это не значит, что мы можем взять из советского прошлого какой-то эффективный символ с его смысловым наполнением того времени и обратимся к нашим гражданам сегодня, представляя этот взятый из истории символ как ориентир проекта будущего. Такое обращение граждане воспримут как демагогию...
Скачать текст брошюры [1043K] из копилки форума-архива:
https://vif2ne.org/nvz/forum/files/Kmf/(170326223842)_Kara-Murza_Nasledie_28-10-16.pdf
Комментарий можно оставить на резервном форуме
http://sgkm.forumy2x2.com/t46-topic
25.03.2017

Сергей Кара-Мурза. "Страдания и радости диссидентов"

О том, кто такие диссиденты, против чего бунтовали "стиляги" и как становились диссидентами поклонники "истинного Маркса".
Видео
https://www.youtube.com/watch?v=kTNaWb40zIg
21.03.2017

Современные восточноевропейские пути развития

Рекомендуем прочесть статью Коровицыной Н.В. "Современные восточноевропейские пути развития на примере Польши"
http://www.kara-murza.ru/Korovitzyna.pdf
19.03.2017

С.Г.Кара-Мурза. Докатились до главного

Недавно был важный, даже фундаментальный, комментарий: «Вы много уделяете анализу прошлого, но одновременно хотелось бы видеть ниточки к настоящему и некоему образу будущего». Я могу сказать, на мой взгляд, почему практически никто не пытается «увидеть ниточки к настоящему и некоему образу будущего» и описать то, что он увидело. По-моему, это потому, что всем – «либералам», «коммунистам», «националистам» и всем остальным ряженым – пока еще страшно всмотреться в лицо реальности. Оно маячит в тумане, и все от него отворачиваются и делают вид, что они его не заметили.
Иногда как будто кто-то крикнет сверху: «Хватит вилять! Пора вглядеться!» Да, пора – начнешь, и даже близкие люди отшатнутся, как от прокаженного. Чур меня! Даже если начнешь подходить с самого безобидного конца. Вот, у нас много умных и образованных и даже честных людей. Почему они молчат, изучают берестяные летописи или ругают Чубайса? Потому что, вглядись – тебя закидают камнями, в лучшем случае получишь сразу инсульт вместе с инфарктом, и все вздохнут с облегчением. Бывают периоды состояния людей, когда достоверное знание – убийца. В такие периоды где-то в кельях должны сидеть люди и изучать варианты тропинок, чтобы вылезти из трясины, в которую мы погружаемся. Изучать, и наносить на карты альтернативные маршруты и вероятные минные поля. И кто-то молодой должен знать, где лежат эти карты, когда критическая масса наших людей, которым некуда бежать, начнут кричать: «Надо прорываться!»
Но, похоже, нет таких пещер и келий. А может и есть!
http://sg-karamurza.livejournal.com/261958.html
05.03.2017

Форум переведен в режим архива

С 5 марта 2017 года форум при сайте переведен в режим архива. Его адрес:
http://vif2ne.org/nvz/forum/0/0.htm
Поиск в архиве работает и там все желающие, в том числе читатели без регистрации, могут найти среди текстов, накопленных за 18 лет работы форума, много ценных материалов и идей.
На замороженной основной (бывшей «активной») странице форума поиск ведется через клавиши Ctrl-F.
Участники бывшего форума могут восстановить контакты и общение, зарегистрировавшись на резервном форуме
http://sgkm.forumy2x2.com/
05.03.2017

С.Г.Кара-Мурза о юбилее революций.

Беседа на канале ТВ "День" о юбилее революций (видео)
http://sg-karamurza.livejournal.com/261339.html
01.03.2017

В Живом Журнале С.Г.Кара-Мурзы






                                   НОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ




Материалы С.Г.КАРА-МУРЗЫ В ЖЖ


Поступления прошлых лет

10.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 2
01.10.2012 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Кризисное обществоведение. Т. 1
10.11.2011 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Проблемы интенсификации науки (1989 г.)
07.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Демонтаж народа
04.05.2008 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза. Маркс против русской революции
01.03.2006 - Добавлен в "Книги" С.Кара-Мурза, С.Телегин, А. Александров, М. Мурашкин. Экспорт революции
08.01.2006 - Добавлен Манифест партии цивилизационного типа
28.12.2005 - В "Библиотеке" Л.А.Асланов "Культура и власть"
25.12.2005 - В "Библиотеке" М. Сахлинс "Горечь сладости или нативная антропология Запада."
20.12.2005 - В "Книги" сборник "Неполадки в русском доме -2"
13.12.2005 - В "Библиотеке" М. Вебер "Протестантская этика и дух капитализма"
Информация
Отсутствующие на сайте книги и статьи С.Кара-Мурзы можно поискать в интернет-библиотеках, например тут.


Сергей Кара-Мурза



Сторонники С.Г. Кара-Мурзы более 5 лет выпускают газету "Точка.ру" Окажите поддержку редакции газеты !
Перечислить деньги можно через отделение любого банка, скачав квитанцию тут
Или на карту сбербанка
676196000029631331
Или через кошелёк вебмани:
R234843265982 - рублевый кошелек
Z209223718633 - долларовый кошелек
Через сервис Яндекс-Деньги
41001740800035
Реквизиты для юридических лиц:
ООО "Точка Ру" ИНН/КПП 4345147509/434501001, р/с 40702810100130009232 в ОАО КБ «Хлынов» г. Киров к/с 30101810100000000711 БИК 043304711ОКПО 93248626
Назначение платежа нужно указать «безвозмездная финансовая помощь»
Рассылки@Mail.ru
Кризис России - аналитика, новости, интервью